65 лет назад состоялся первый вылет летающей лодки Бе-12 «Чайка». Разработанный для противостояния атомным субмаринам НАТО, гидросамолёт оснащался спецторпедами и глубинными бомбами. Машина до сих пор эксплуатируется морской авиацией, преимущественно для противодействия безэкипажным катерам. Позднее на базе Бе-12 создали уникальный А-40 «Альбатрос», ставший основой для противопожарного Бе-200. Конструкторские решения советского инженера Роберта Бартини, по оценкам специалистов, опередили технический прогресс на десятилетия.
18 октября 1960 года совершил дебютный полёт Бе-12 «Чайка». Амфибия стартовала с грунтовой ВПП под управлением экипажа пилота-испытателя Бурьянова, а спустя две недели успешно взлетела с водной глади.
Лётные тесты продолжались несколько лет. На вооружение авиации ВМФ машину приняли в конце осени 1965 года, хотя серийное производство началось раньше — в декабре 1963-го. Всего в Таганроге выпустили свыше 140 экземпляров, ставших на тот момент крупнейшими гидросамолётами планеты.
Разработка «Чайки» стартовала в 1950-х как замена первой противолодочной амфибии Бе-6.
Флоту требовалась летающая лодка с улучшенной мореходностью и увеличенной грузоподъёмностью. Дополнительной задачей стала оснастка самолёта колёсным шасси для эксплуатации с наземных аэродромов.
Проектирование поручили ОКБ Георгия Бериева (ныне — Таганрогский авиационный комплекс).
Основной функцией машины являлись поиск и уничтожение субмарин. Вооружение включало радиогидроакустические системы, противолодочные торпеды АТ, глубинные бомбы и осветительные средства.
Два турбовинтовых двигателя АИ-20Д обеспечивали скорость более 500 км/ч и рабочий потолок до 8000 метров.
Сейчас эти машины продолжают нести службу в морской авиации, патрулируя акваторию Чёрного моря совместно с вертолётами Ка-29. Экипажи занимаются обнаружением беспилотных катеров, скоростных лодок и мин.
В интервью заслуженный лётчик России Владимир Попов подчеркнул, что Бе-12 сохраняет высокие эксплуатационные характеристики.
«Турбовинтовые силовые установки остаются наиболее экономичными. Машина демонстрирует исключительную надёжность и простоту обслуживания, что делает её незаменимой», — отметил специалист.
Конструктор-новатор
Особый вклад в развитие гидроавиации внёс авиаконструктор Роберт Бартини. Вдохновившись авиашоу русского пилота Харитона Славороссова в 1912 году, он посвятил жизнь авиастроению.
Переехав в СССР после прихода к власти Муссолини, инженер разрабатывал летательные аппараты для ВВС. В 1960-х он сосредоточился на противолодочных гидросамолётах.
Для эффективного поиска субмарин в штормовых условиях Бартини создал машины вертикального взлёта.
Первой разработкой стал МВА-62 с 12 подъёмными двигателями и маршевым мотором. Амфибия могла функционировать при волнении до 12,8 метров.
Проект заинтересовал военное руководство, но из-за ограниченных ресурсов акцент сместился на модернизированную версию ВВА-14 («Змей Горыныч»).
Опытный образец совершил первый полёт 4 сентября 1972 года. После смерти Бартини в 1974 году испытания продолжились, но в 1976-м проект закрыли.
Как пояснил Владимир Попов, Бартини находился в одном ряду с ведущими авиаконструкторами, но его инновационные идеи часто опережали технологические возможности эпохи.
«Его наработки по использованию воздушной подушки и поплавковых систем для посадки на сложные поверхности значительно опередили время. Реализации многих проектов помешала именно их футуристичность — они обогнали промышленность на полвека».
Продолжение традиций
Эксперты особо отмечают проект А-40 «Альбатрос» — преемника Бе-12, созданного для замены Ил-38.
Гидросамолёт предназначался не только для противолодочных операций, но и для минных постановок, разведки и поражения надводных целей.
Арсенал включал спецоборудование, торпеды, бомбы, гидробуи. При необходимости экипаж мог применять тактическое ядерное оружие.
Лётные испытания стартовали в декабре 1986 года. На Западе гидросамолёт получил прозвище Mermaid («Русалка»). В 1991 году он произвёл сенсацию на авиасалоне в Ле-Бурже, привлёк внимание президента Франции.
После распада СССР серийное производство свернули из-за высокой стоимости. Британские военные рассматривали А-40 для замены патрульных Nimrod, но контракт не состоялся.
Хотя на вооружение «Альбатрос» не поступил, его конструкция легла в основу многоцелевого Бе-200.
Сегодня эта амфибия преимущественно используется для тушения пожаров. МЧС России активно применяет её при ликвидации сложных возгораний.
По данным разработчиков, пожарная модификация забирает 12 тонн воды за 15 секунд — вдвое больше аналогов. За один вылет Бе-200 способен сбросить до 240 тонн.
Бортовое оборудование позволяет работать ночью, в условиях задымления и горной местности. Машина участвовала в тушении пожаров в Турции, Иране, Греции и Португалии.
Главный редактор Avia.ru Роман Гусаров назвал Бе-200 выдающимся образцом пожарной авиации.
«Гидросамолёт не имеет равных по эффективности забора воды на глиссировании. Его уникальность подтверждена международным опытом применения».
По словам эксперта, главное преимущество «Альтаира» — универсальность, но наибольшим спросом пользуется противопожарная версия.
«Аналогичные машины за рубежом отсутствуют. Ранее Россия помогала другим странам, но сейчас взаимодействие приостановлено. Наличие собственного парка позволяет закрывать все оперативные задачи».
