Поделиться
Рубрика: Технологии

«Лисья гончая» для НАТО: как создавался и совершенствовался истребитель-перехватчик МиГ-31

50 лет назад состоялся первый подъём в небо сверхзвукового истребителя-перехватчика МиГ-31, способного действовать в любых погодных условиях. Машина унаследовала лучшие черты своего предшественника МиГ-25 и заняла место в системе охраны воздушных рубежей СССР. Авиационные специалисты Альянса присвоили советской разработке обозначение Foxhound («Лисья гончая») за её феноменальную скорость. Современные версии МиГ-31БМ и МиГ-31К эффективно используются Воздушно-космическими силами в ходе специальной военной операции. Специалисты полагают, что в ближайшей перспективе в России может появиться новый перехватчик, существенно превосходящий «тридцать первый» по ключевым параметрам.Легендарный перехватчик: история создания и модернизации МиГ-31

16 сентября 1975 года небо впервые приняло уникальный советский истребитель МиГ-31. Спустя пять десятилетий эта машина продолжает демонстрировать боевую эффективность, сохраняя преимущества перед многими зарубежными аналогами.

Лётные показатели перехватчика остаются впечатляющими: рабочая высота превышает 20 км, а предельная скорость достигает 3000 км/ч — почти втрое выше звукового барьера. Этот показатель сохраняет за МиГ-31 место среди быстрейших боевых самолётов серийного производства.

Серийный выпуск продолжался до 1994 года, общее количество изготовленных экземпляров превысило пять сотен.

«Непревзойдённый защитник воздушных рубежей»

 

Работы над проектом стартовали в 1960-х годах. Как пояснил заслуженный лётчик России Владимир Попов, необходимость в новой машине диктовалась эволюцией тактических подходов к применению авиации.

«МиГ-25, оставаясь грозным оружием холодной войны и основным противником американского SR-71 Blackbird, начал уступать по характеристикам. Главными проблемами стали повышенный расход топлива и ограниченная маневренность, особенно заметная при полётах на малых высотах», — уточнил специалист.

Техническое задание предусматривало увеличение радиуса действия, улучшение управляемости на всех высотах, модернизацию электронных систем и вооружения.

«Требовался принципиально новый перехватчик для защиты протяжённых границ. Сплошное прикрытие северных и дальневосточных рубежей средствами ПВО было технически невозможным, что определило необходимость создания таких самолётов», — прокомментировал авиационный аналитик Дмитрий Дрозденко.

Инженерные решения позволили создать МиГ-31, избавленный от недостатков предыдущей модели и оснащённый рядом улучшений. Усовершенствованная аэродинамика повысила манёвренность, включая управляемость на критических углах атаки и малых скоростях.

Увеличение массы конструкции произошло преимущественно за счёт установки двигателей Д-30Ф6. Модернизация позволила машине уверенно поддерживать крейсерскую скорость 2500 км/ч и достигать 3000 км/ч на рабочих высотах.

Крылатый командный центр

 

Революционным отличием, обеспечившим принадлежность к четвёртому поколению, стало бортовое радиоэлектронное оснащение. МиГ-31 стал первым в мире серийным боевым самолётом, оснащённым радиолокатором с фазированной антенной решёткой.

Радиолокационный комплекс «Заслон» обеспечивал обнаружение целей на 320 км с возможностью пуска ракет со 120 км.

Для оптимального распределения функций экипаж увеличили до двух человек — штурман взял на себя управление электроникой и оружием.

«МиГ-31 стал пионером сетцентрической концепции: группы из четырёх машин формировали единую информационную сеть, контролируя воздушное пространство протяжённостью свыше тысячу километров», — акцентировал Дмитрий Дрозденко.

С 1981 года перехватчик состоит на вооружении, продолжая охранять воздушное пространство страны.

С конца 1990-х в России реализуется программа модернизации парка этих машин. Обновлённые МиГ-31БМ с усовершенствованным комплексом «Заслон-М» начали поступать в войска с 2008 года. Модификация может выполнять функции воздушного командного пункта для координации действий истребителей с менее мощными радарами.

С 2017 года войска получают МиГ-31К, вооружённые гиперзвуковыми ракетами «Кинжал» — эти комплексы применяются для точечных ударов по значимым объектам в зоне СВО.

Согласно информации оборонного ведомства, комплекс «Кинжал» с гиперзвуковой ракетой и носителем МиГ-31 используется в зоне спецоперации для поражения зенитных систем Patriot, объектов ВПК, аэродромов и штабов ВСУ.

Ракета развивает десятикратную скорость звука, преодолевает любые существующие системы ПВО/ПРО и способна доставлять ядерные или обычные боезаряды на расстояние до 2000 км.

Перспективная разработка

 

Эксперты единодушны: МиГ-31 сохраняет статус непревзойдённого перехватчика. При этом, как отметил Дмитрий Дрозденко, эксплуатационный ресурс любой техники имеет ограничения.

Владимир Попов добавил, что в России уже идут работы над перспективной заменой. По его словам, речь идёт о проекте МиГ-41, разработка которого стартовала в конце 1980-х, но была надолго заморожена.

«Внешний облик МиГ-41 уже утверждён, идёт процесс доводки. Уверен, первые полёты новой машины состоятся в ближайшие годы. Конструкторские наработки прошлых лет получают современное воплощение — ничто не пропадает зря», — резюмировал эксперт.

МиГ-41 создаётся в рамках программы ПАК ДП (перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата). Согласно опубликованным данным, самолёт сможет развивать свыше 4 Махов, перехватывать гиперзвуковые цели в атмосфере и ближнем космосе, получит новейшее электронное оборудование и может создаваться в пилотируемом либо беспилотном варианте.