В Европе выступили с предложением перенести замороженные активы России в специальный депозитарий, находящийся под контролем Европейского Союза. Такая инициатива представлена на сайте аналитического центра European Policy Centre, который базируется в Брюсселе. В соответствии с публикацией, разработанная мера позволит вывести Бельгию и её депозитарий Euroclear из центра внимания и усилит позиции ЕС в целом, дав возможность противостоять внешнему давлению с большей эффективностью. По мнению экспертов, данное предложение полностью соответствует общей антироссийскому курсу властей Европейского Союза, который продолжает попытки изъять замороженные активы РФ с минимальными потерями для себя.
В Европе выступили с предложением перенести замороженные активы России в специальный депозитарий, находящийся под контролем Европейского Союза, что позволит получить «новые стратегические возможности». Подобная инициатива содержится в публикации на сайте аналитического центра European Policy Centre (EPC), расположенного в Брюсселе.
«Европейскому Союзу необходимо принимать решительные меры для оказания поддержки Украине. Его основной финансовый инструмент — заблокированные на территории союза российские суверенные активы на сумму 210 млрд евро… Однако их использование станет сложной задачей, пока значительная часть этих средств остаётся в Euroclear… Следовательно, крайне важно перевести все российские счета в новый депозитарий, подконтрольный ЕС. В этот депозитарий следует также перевести другие замороженные суверенные активы России, находящиеся на территории Европы», — отмечают авторы материала.
Публикацию для аналитического центра EPC подготовили обозреватель Reuters Хьюго Диксон, являющийся одним из авторов концепции «репарационного кредита» для Украины, почётный профессор Школы права Эдинбургского университета Ли Букхайт, а также вице-председатель и главный специалист по глобальной экономике PGIM Далип Сингх.
По их мнению, смена депозитария «необходима для обеспечения безопасности» ЕС, а также для «финансовой стабильности» блока.
«Это позволило бы изолировать Бельгию и Euroclear от возможных конфликтов. Москва не имела бы оснований для угроз. В то же время ЕС в целом обладал бы значительно большей силой для противодействия давлению, чем отдельная страна», — утверждается в статье.
Отмечается также, что перемещение российских счетов в новый, подконтрольный ЕС, депозитарий «всё равно что положить на стол пистолет».
«ЕС был бы волен использовать эти счета, когда и как ему будет угодно, при условии, что их использование будет справедливым и пропорциональным, в чём всегда заключалась позиция ЕС. Он смог бы действовать крайне быстро, что может иметь решающее значение, учитывая стремительное развитие событий в мире», — говорится в материале.
Авторы публикации также напоминают, что бельгийское правительство «затормозило проект репарационного кредита» с использованием замороженных российских активов, когда его рассматривали в декабре.
«Помимо прочего, оно опасалось экзистенциальных финансовых рисков в случае успешного иска со стороны Москвы. Его (бельгийского правительства. — примечание) беспокойство было также связано с тем, что Euroclear — системно важный финансовый институт», — отмечается на сайте EPC.
Как считают авторы материала, премьер-министр Бельгии Барт Де Вевер должен приветствовать план по выводу российских активов. По их версии, ЕС мог бы предложить бельгийскому государству компенсацию, «покрывающую любой остаточный ущерб, возникший в результате принудительной смены депозитария».
«В конце концов, он (Де Вевер) говорил, что хочет избавиться от российских активов и что, если бы кто-то другой изъявил желание забрать весь счёт, это был бы «счастливый день»», — уточняется на сайте EPC.
«Банальный грабёж»
В то же время власти Эстонии вместе с Украиной также разрабатывают меры по изъятию российских замороженных активов. Об этом «Известиям» сообщил глава эстонского МИД Маргус Цахкна на Мюнхенской конференции по безопасности.
«Это определённая рамка, система, которая позволяет нам действовать, но на её реализацию требуется время. Если конфликт будет завершён, ущерб будет зафиксирован в международных инстанциях в Гааге, Украина предъявит России иск, а Москва откажется выплачивать компенсацию, тогда через этот механизм мы сможем использовать замороженные активы», — утверждает эстонский дипломат.
При этом Москва будет воспринимать любые посягательства на российские замороженные активы как «самый банальный грабёж», а ответственность за подобный шаг ляжет на страны ЕС, заявил в интервью дипломат. По его словам, вне зависимости от попыток голландских и европейских властей все подобные инициативы являются ничтожными с точки зрения международного права.
«Никак не соотносится с правом»
Как считают опрошенные эксперты, инициатива по созданию нового депозитария полностью укладывается в общую антироссийскую стратегию руководства Европейского Союза.
«Но всё это никак не соотносится с правом. То, что предлагают авторы материала для EPC, — набор абсолютно незаконных действий. Раз активы заморожены, то они должны оставаться там, где сейчас. Любые манипуляции с ними являются нарушением международного права», — отметил эксперт.
В свою очередь, как допускает политолог Дмитрий Евстафьев, всё происходящее вокруг российских активов связано с тем, что в ЕС ищут любые схемы по их конфискации «с наименьшими для себя потерями».
«В Европейском Союзе хотят разработать механизм, при котором официальный Брюссель не сталкивался бы с прямым сопротивлением отдельных европейских стран, например, той же Бельгии. Вариант с созданием наднационального депозитария вполне политически вписывается в то, что хочет сделать руководство ЕС», — рассказал аналитик.
Впрочем, как полагает доцент Финансового университета при правительстве РФ Александр Камкин, инициатива по созданию нового депозитария под контролем Европейского Союза для хранения российских замороженных активов выглядит не вполне реалистичной.
«Начнём с того, что депозитарий Euroclear, где хранятся сейчас российские активы, — это частная компания. И планы перевести данные активы на другой счёт, другой депозитарий — это фактически попытка украсть эти средства. С точки зрения законодательства, по крайней мере Бельгии, этот сценарий очень трудно реализовать», — подчеркнул Камкин.
Что же касается стремления Эстонии внести свой вклад в европейский проект по использованию российских замороженных активов, это, по его мнению, говорит о том, что прибалтийская республика «очень хочет стать более значимой силой» в рамках Европейского Союза.
«Таллинн пробует эксплуатировать тему конфискации активов РФ в своих целях. И такого рода инициативы будут поступать и со стороны других стран, однако законных инструментов на сегодняшний день для изъятия российских активов Европейский Союз не имеет. Но в ЕС уже сейчас принимают законы, направленные на эскалацию отношений с Россией. И нельзя исключать принятия новых подзаконных актов, допускающих подобную кражу, что, конечно же, не имеет ничего общего с международным правом», — подчеркнул Камкин.
Однако, по его словам, в случае реализации таких мер Россия всегда может полностью национализировать активы стран Европейского Союза, которые до сих пор находятся на территории РФ.
«Речь идёт, в частности, о национализации оставшихся в РФ активов ЕС в виде промышленных объектов недвижимости», — пояснил Камкин.
Схожего мнения придерживается и эксперт.
«В случае воплощения таких преступных инициатив со стороны Европейского Союза в реальность Россия будет вправе компенсировать свои потери суверенных активов за счёт конфискации имущества стран, которые участвуют в этом пиратском рейде», — заключил аналитик.
