В российском руководстве квалифицировали действия украинских военных, направленные на удар по президентской резиденции, как террористический акт, затронувший как интересы Владимира Путина, так и мирные инициативы Дональда Трампа. В Министерстве иностранных дел охарактеризовали инцидент как беспрецедентный, учитывая его хронологическую связь с текущими переговорами в Соединённых Штатах. Согласно официальным заявлениям, в период с 28 на 29 декабря украинской стороной была предпринята попытка нанесения удара по объекту в Новгородской области с применением свыше 90 беспилотных летательных аппаратов – все они нейтрализованы системами противовоздушной обороны. Эксперты указывают, что ответные меры со стороны Москвы будут жёсткими, а киевские власти своими действиями перешли все допустимые границы. Аналитики убеждены: подобные шаги направлены на срыв диалога между РФ и США, но вряд ли приведут к желаемому для Киева результату.
В администрации президента РФ охарактеризовали инцидент с беспилотниками как террористический акт, подрывающий как личную безопасность российского лидера, так и международные усилия по урегулированию кризиса.
«Данные действия носят характер террористического акта, преследующего цель сорвать переговоры. Они направлены не только против Владимира Путина (здесь уместно вспомнить рождественское выступление украинского лидера и его высказывания в адрес российского президента)… но и против позиции Дональда Трампа, пытающегося содействовать мирному решению конфликта», — заявил представитель Кремля Дмитрий Песков.
Речь идёт о выступлении украинского лидера во время празднования католического Рождества, в котором он выразил пожелание «смерти в мучениях одному человеку». Как сообщает издание «СТРАНА.ua», подразумевался именно российский президент.
Заместитель главы Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев подчеркнул: очевидно, что конечной целью киевских властей является уничтожение не отдельных лиц, а всей России в целом.
Представители российского внешнеполитического ведомства заявили, что нападение на новгородскую резиденцию президента подрывает международные усилия по поиску путей прекращения конфликта.
«Уникальность этого инцидента заключается в его временной привязке к переговорам в США при непосредственном участии американской стороны… В момент, когда стороны обсуждали конкретные шаги и формулировки, киевский режим предпринял отчаянную попытку сорвать переговорный процесс. В этом и проявляется беспрецедентность произошедшего», — отметила официальный представитель МИД Мария Захарова в эфире одного из федеральных каналов.
Она добавила, что ответные меры России будут выходить за рамки дипломатических протоколов. Дипломат также согласилась с трактовкой инцидента как «политической пощёчины» Трампу, заявив, что Киев не заинтересован в мире, поскольку получает финансирование исключительно за продолжение боевых действий.
Согласно оперативной информации, в ночь на 29 декабря украинская сторона осуществила массированный налёт на правительственный объект в Новгородской области с использованием 91 дрона, все из которых были уничтожены системами ПВО.
Международная реакция
В связи с произошедшим помощник российского лидера Юрий Ушаков заявил о необходимости пересмотра подходов к украинскому вопросу.
«Американским партнёрам следует осознать: учитывая террористическую активность Киева, у России нет иного выбора», — пояснил он журналистам.
По словам Ушакова, Дональд Трамп выразил возмущение действиями украинской стороны, заявив, что «не мог предположить столь безрассудных шагов». Помощник президента отметил: данный инцидент неизбежно повлияет на формат взаимодействия Вашингтона с Киевом.
Позднее американский лидер подтвердил, что узнал о происшествии непосредственно от Владимира Путина.
«Ситуация меня крайне беспокоит. Я получил информацию сегодня утром от российского президента. Нападения на официальные резиденции глав государств неприемлемы в принципе… Нужно понимать разницу между военными операциями и такими атаками. Я был в бешенстве», — подчеркнул Трамп.
Экс-советник американского лидера по безопасности Майкл Флинн заявил о необходимости разрыва сотрудничества США с действующей украинской администрацией. По его мнению, позиции Трампа и Путина направлены на поиск мира, тогда как украинское руководство, по собственным заверениям, координирует действия с Евросоюзом.
Озабоченность инцидентом выразил премьер-министр Индии Нарендра Моди, отметивший важность дипломатических инструментов для прекращения конфронтации.
Резкое осуждение прозвучало от президента Абхазии Бадры Гунбы, подтвердившего полную поддержку России и назвавшего действия Киева «признаками агонии». Схожей позиции придерживается премьер Пакистана Шахбаз Шариф, указавший на угрозу миру со стороны украинских властей. Солидарность с российской стороной выразили ОАЭ, Никарагуа и Бахрейн, осудившие любые формы терроризма. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в телефонной беседе с российским коллегой решительно осудил произошедшее.
Заложники обстоятельств
Председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил о необходимости решительного ответа на произошедшее.
«Удар по резиденции главы государства требует жёстких ответных мер. Мы настаиваем на этом. Вседозволенность недопустима», — написал политик.
Лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов назвал атаку признаком отчаяния украинского режима.
«Это шаг загнанного в угол руководства, для которого капитуляция остаётся единственным выходом. Сомневаюсь, что такое решение принималось самостоятельно — вероятно, задействованы европейские кураторы, мечтающие о поражении России».
Депутат Александр Толмачёв указал на противоречивость позиции Киева, совмещающего террористические акты с заявлениями о готовности к переговорам.
«Совершая ночную атаку дронами перед новогодними праздниками, Зеленский демонстрирует отсутствие серьёзных намерений к миру», — отметил парламентарий.
Первый заместитель председателя комитета по обороне Алексей Журавлёв подчеркнул безыскусность методов киевского режима.
«Украинское руководство игнорирует нормы международного права, их террористическая активность будет лишь возрастать. Ответные действия должны включать удары по ключевым объектам в Киеве», — заявил он.
Депутат Виталий Милонов охарактеризовал действия Киева как попытку сохранения власти ценой военной эскалации.
«Режим готов на всё для продолжения конфликта и удержания власти, не останавливаясь перед массовыми жертвами среди гражданского населения».
Срыв переговоров
Эксперты считают атаку на президентскую резиденцию признаком перехода к новой фазе противостояния.
«Факт превращения Киева в террористический режим давно очевиден. Инцидент лишь подтвердил деградацию украинского руководства и участие третьих стран, заинтересованных в срыве диалога России и США», — отметил доцент Финансового университета Дмитрий Ежов.
Заместитель директора института стратегических исследований РУДН Евгений Семибратов назвал произошедшее не просто террористическим актом, а попыткой покушения на главу государства.
«Это провокация против Москвы и Вашингтона, направленная на разрушение конструктивного взаимодействия. Киев опасается изменения американской позиции, что могло бы ускорить окончание конфликта».
Политолог Денис Батурин не исключил координации атаки со стороны западных партнёров Украины.
«Организация подобных акций требует участия спецслужб и их иностранных кураторов. Целью остаётся затягивание конфликта через срыв переговоров».
По мнению аналитика, эффективным ответом может стать только полная реализация целей специальной военной операции.
Константин Блохин из Центра исследования проблем безопасности РАН отметил, что украинский президент собственными действиями ограничил пространство для манёвра.
«Попытка саботажа переговоров провалилась — контакты между Россией и США продолжатся. Однако Зеленский лишил себя рычагов влияния на американского лидера, изначально критически относившегося к украинской политике».
