Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве 11 декабря представил монографическую экспозицию «Марк Шагал. Радость земного притяжения». Проект подготовлен под руководством Евгении Петровой, ведущего специалиста Русского музея по научно-издательской работе. Директор музея Ольга Галактионова отметила, что выставка посвящена памяти бывшего руководителя и президента учреждения Ирины Антоновой.
Крупных персональных показов творчества Шагала в стенах этого музея не организовывали около четырёх десятилетий. В 1987 году по инициативе супруги мастера здесь прошла юбилейная экспозиция к столетию со дня его рождения, встретившая значительный интерес публики.
Нынешний проект, объединивший экспонаты из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, региональных учреждений культуры и частных коллекций, стал заметным событием для музейного сообщества. Отдельные работы демонстрируются впервые, включая серию зарисовок тушью, созданных во время Первой мировой войны в прифронтовом Витебске. Сам художник придавал этим монохромным листам значение, равное живописным полотнам.
Особого внимания заслуживают иллюстрации к сказочным произведениям Пинхаса Кагановича (Дер Нистера), опубликованным единожды в 1917 году. Подлинник книги экспонируется в зале, тогда как её цифровая копия позволяет ознакомиться со всеми страницами. Эта работа свидетельствует о вовлечённости Шагала в движение по культурному просвещению еврейского народа в начале прошлого века.
Для глубокого понимания произведений кураторы дополнили их цитатами из автобиографической книги художника «Моя жизнь».
Основной акцент сделан на «русском периоде» творчества мастера, охватывающем промежуток с конца 1900-х до 1922 года. Именно тогда сложилась его узнаваемая манера, а созданные работы стали смысловым центром всего наследия.
Среди ключевых экспонатов — знаменитые холсты «Над городом» и «Прогулка», произведения «витебского цикла» 1914 года и другие работы, отразившие ностальгию по родным местам. Городские пейзажи стали лейтмотивом живописи, графики и рисунков мастера. В них запечатлены переживания художника о невозможности остаться в тогдашней столице — Петрограде. Уже в эмиграции Шагал писал: «Жизнь прошла не с тобой, но нет картины, где бы я не вдохнул твоего духа», обращаясь к образу Витебска.
Отдельный раздел посвящён работам эмигрантского периода — иллюстрациям к гоголевским «Мёртвым душам» из фондов музея.
Собранные вместе, экспонаты раскрывают эволюцию ключевых тем: парящие влюблённые (автобиографические образы художника и супруги Беллы), сцены еврейского быта, пророкообразные старцы, автопортреты и виды из окон.
«Изображал все, что видел вокруг — но только дома, глядя в оконный проём. На улицы с мольбертом не выходил», — описывал Шагал творческий метод 1914 года в мемуарах «Моя жизнь».
Мастер внимательно отслеживал судьбу оставленных на родине произведений. С конца 1950-х, после длительного отсутствия, он наладил контакты с отечественными деятелями культуры для доступа к своему наследию.
Письменные свидетельства говорят о радости художника, получившего от Русского музея фотографии иллюстраций к сказкам Дер Нистера с подтверждением их сохранности.
Шагал скрупулёзно относился к точности датировок и географии создания работ. Так, при подготовке выставки автор уточнил дату написания «Автопортрета у мольберта» — 1914 год. По фотографии он атрибутировал раннюю работу «Вид из окна в Липецке», созданную в 1908 году, в переписке с коллекционером Михаилом Гордеевым.
Во время визита в 1973 году мастер исправил ошибочное название картины «Окно на даче. Заольшье близ Витебска», пояснив, что изобразил место, где провёл медовый месяц, тогда как ранее полотно считалось городским пейзажем.
Особый раздел экспозиции посвящён реконструкции оформления Еврейского камерного театра. В Белом зале воссозданы подлинные декорационные панно, созданные Шагалом в 1920 году. Художник настаивал, чтобы эти работы были доступны не только театральной публике, о чём свидетельствует его письмо руководству учреждения.
Два элемента декора из девяти — занавес и потолочный плафон — не сохранились. Остальные пережили сложную историю вместе со страной. Их долговечность объясняется использованием нестандартных материалов: вместо дефицитного холста применялось голландское полотно, а в краски добавлялся каолин для лучшей сохранности.
Обнаружив семь панно в целости во время визита 1973 года, Шагал оставил на них авторскую подпись. Впоследствии работы прошли реставрацию и были показаны на международных выставках.
Центральным элементом выставки стала инсталляция «Комната семьи Шагал» с подлинными предметами из витебского дома художника. В России эти вещи демонстрировались единожды. В 1990-х годах они поступили в Русский музей на временное хранение от мецената, приобретшего их у племянницы мастера Иды Гольдберг, которая не смогла вывезти семейные реликвии за границу.
Параллельно с экспозицией запланирован цикл лекций о наследии Шагала. Для посетителей с особенностями здоровья подготовлены тактильные копии работ и экскурсии с переводом на жестовый язык.
