Поделиться
Рубрика: Культура

За хребтом Урала: группа «Лёдъ» — о российском фолке, этно-опере «Князь Владимир» и искусственном интеллекте

Их творчество вплетает скандинавские саги и уральские этнические напевы, видеоработы принесли успех на международных фестивалях, а продюсер Игорь Матвиенко лично пригласил их участвовать в своей этно-опере «Князь Владимир». Коллектив «Лёдъ» из Кирово-Чепецка уже несколько лет собирает аншлаги в столичных залах. Что стоит за подъёмом фолк-направления, почему главный хит коллектива ждал своего часа 11 лет и способен ли искусственный интеллект заменить живых исполнителей — об этом рассказали основатели группы Вадим Видякин и Сергей Качанов перед московским сольным выступлением.

Уральские мотивы: музыканты «Льда» — о русском фолке, участии в этно-опере и будущем искусства

Как возник музыкальный коллектив?

Сергей Качанов: История началась в 2017 году благодаря нашему с Вадимом сотрудничеству. С чего всё началось?..

Вадим Видякин: Желание совместного творчества.

Каждый из участников до этого играл в других проектах, но был знаком с коллегой ранее.

С.К.: В Кирово-Чепецке существовала неформальная творческая среда, где мы пересекались. Общий круг общения позволил объединиться. Нам захотелось поэкспериментировать с необычными инструментами.

В.В.: Сергей создал тальхарпу, у меня была колёсная лира. Так появился уникальный дуэт.

С.К.: Когда группа «Симаргл» предложила выступить на их концерте после трёх недель подготовки, мы создали две композиции — «Кузница мира» и «Чёрная ладья». Записали материал буквально на коленке. Реакция публики показала — мы на правильном пути.

После этого решили: пора записывать альбом. Работали на стареньком компьютере, который едва справлялся с задачами. Как шутили: включаешь технику — идёшь пить чай, пока она запускается.

Через полгода дебютный альбом увидел свет. Стали распространять его в профильных сообществах. Сначала выступали только в Кирове, постепенно привлекли внимание столичных площадок. Не считаем себя звёздами, но люди приходят.

Вдохновившись откликом, начали работу над вторым релизом. Постепенно подключились концертные агентства — сначала выступления в Москве и Санкт-Петербурге, затем турне. Со временем привлекли единомышленников из родного города.

Видеоработа на песню «Хребет Урала» получила признание на международных конкурсах.

C.К.: С нами сотрудничал режиссёр Марк Кривошеин. Сняли три клипа при скромном бюджете. Первая работа «Погибели навстречу» в 2021 году собрала награды десяти фестивалей, включая Stockholm City Film Festival и Munich Music Video Awards.

Следующий клип «Хребет Урала» принёс ещё больше побед, включая признание в Барселоне.

Каким стало сотрудничество с Игорем Матвиенко в проекте «Князь Владимир»?

С.К.: По всей видимости, выбор пал на наше творчество как контрастное дополнение. Как точно происходил отбор — не знаем.

Расскажите о работе над оперным проектом.

В.В.: Наша роль была скромной, но значимой.

С.К.: Мы создавали атмосферные моменты. Художественный замысел требовал мрачного звучания — здесь мы подошли идеально. Первые репетиции вызывали лёгкую растерянность.

Многочисленные переходы Кремлёвского дворца усложняли репетиции?

С.К.: Пространство действительно масштабное.

Премьерный показ в Крыму на фестивале «Таврида» запомнился экстремальными условиями: сорокаградусная жара, многослойные костюмы. Один раз едва избежали травмы — при движении сценических конструкций.

Применяете ли опыт масштабных постановок в собственных шоу? Чем удивит сегодняшний концерт?

В.В.: Каждая композиция дополнена театральными элементами.

С.К.: Участие в опере дало ценный опыт. Пусть наши ресурсы скромнее, но при поддержке друзей создаём зрелищные перформансы. Конкретные детали держим в секрете до выхода на сцену.

Планируете крупные проекты в жанре фолк-оперы?

В.В.: Пока такие планы не рассматриваем.

С.К.: Хотелось бы, но требуются серьёзные ресурсы. Пока действуем энтузиазмом. Если появится поддержка — реализуем амбициозные идеи. Важно нести культурное наследие в массы.

Как строится взаимодействие с реконструкторским сообществом?

С.К.: Коллеги предлагают интересные коллаборации. Например, съёмки на настоящем драккаре во время фестиваля «Былинный берег», но график не позволил. Регулярно получаем предложения от исторических площадок — всё упирается в организационные и финансовые вопросы.

С чем связан рост интереса к русскому фолку и исторической реконструкции?

В.В.: Отчасти с изменением музыкального ландшафта. Освободившиеся ниши заняли локальные проекты.

С.К.: Интерес существовал всегда, но сейчас получил мощную медийную поддержку. Радует популяризация направления.

Планируете ли смещение акцента в сторону музыки народов России, как у башкирской группы Ay Yola?

В.В.: У нас сложился узнаваемый стиль. Менять его не планируем.

С.К.: Мы охватываем северные мотивы — от Урала до скандинавских и индейских традиций.

Многие слушатели характеризуют ваше творчество как «русский хтонь-фолк» с подчёркнутой северной тоской.

С.К.: Мы сами выходцы из этой культурной среды — естественно, это отражается в музыке.

Рассматриваете ли альбом по мотивам русских сказок?

В.В.: Эта ниша уже занята. Остаёмся верны своему пути.

С.К.: Каждая наша песня — самостоятельная история. Вымышленная, но с налётом достоверности.

Почему хит «Хребет Урала» ждал релиза 11 лет?

В.В.: Мелодия появилась ещё во времена группы «Сны Бенджамина». Тогда её отвергли как «неподходящую». После создания «Льда» пересмотрел архивные наработки — композиция обрела новую жизнь.

Рад, что песня вышла именно у нас — словно дозрела до нужного момента.

Как встречали на гастролях? Где хотели бы выступить?

С.К.: Каждый город дарит уникальные эмоции.

В.В.: Отличается лишь количество зрителей — от 70 в Ярославле до 600 в Москве. Энергетика везде заряжающая.

С.К.: Фестивальная атмосфера особенно вдохновляет. Мечтаем выступать везде, где ждут.

Влияет ли любовь к фэнтези-вселенным (Warhammer, Warcraft) на творчество?

С.К.: Эти миры оставили след в нашем мировоззрении. Возможно, когда-нибудь реализуем подобные сюжеты.

Остаётся ли время на видеоигры?

В.В.: Не увлекаюсь.

С.К.: Иногда играю в PUBG. Работа с деревянными панно и гастроли оставляют мало свободных часов. Раз в год перепрохожу Half-Life для ностальгии.

Каковы ваши музыкальные предпочтения?

В.В.: Практически не слушаю музыку.

С.К.: В плейлисте — индастриал, рэп, блэк-метал и фолк. Включаю случайные подборки.

Смогут ли нейросети заменить музыкантов?

В.В.: Нет.

С.К.: Искусственный интеллект не передаст живой энергии. Он лишь компилирует существующие шаблоны.

В.В.: Человеческое творчество непредсказуемо — это его главное преимущество.