Поделиться
Рубрика: Культура

«Наша русская стихийность»: эксперт — о жизни, смерти и наследии Сергея Есенина


130 лет назад, 3 октября 1895 года, родился русский и советский поэт, прозаик и теоретик литературы, один из основателей имажинизма Сергей Есенин

Доцент кафедры английской филологии и лингвокультурологии СПбГУ, кандидат филологических наук Нина Щербак поделилась сведениями о масштабе известности поэта, предпосылках его неурядиц в личных отношениях и о том, по какой причине детали кончины Есенина по сей день остаются предметом дискуссий среди специалистов.

«Наша русская стихийность»: эксперт — о жизни, смерти и наследии Сергея Есенина

— 3 октября исполняется 130 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина. У него была непростая жизнь: мальчик рос без родителей — они оставили его на воспитание бабушке и дедушке, когда ушли на заработки, позже не поддержали в желании стать поэтом. Как это обстоятельство повлияло на его жизнь и творчество?

— Есенин демонстрировал прекрасные успехи в учёбе, завершил обучение в земской школе в Константиново с отличными результатами. Им были прочитаны все книги в местной библиотеке. Одиночество при живых родителях не слишком угнетало его, однако он постоянно стремился к общению с семьёй Ивана Матвеевича Власова и его супруги Лидии Ивановны, работавших преподавателями в константиновской школе. Для Есенина они олицетворяли особую вселенную человеческих связей. Спустя много лет он приезжал в село Константиново и вновь сочинял стихи в амбаре, вдыхая деревенский воздух и любуясь звёздным небом.

У матери Есенина в 1902 году — уже после того, как она рассталась с отцом Сергея, — родился другой мальчик, Александр. Сергей узнал о наличии сводного брата лишь в 1916 году, и это известие не принесло ему радости.

Из ранней биографии поэта также стоит отметить его первое глубокое чувство — им стала Анна Сардановская. До наших дней дошли письма Есенина, адресованные ей. Несмотря на возникшие между ними романтические отношения, в конечном счёте Анна стала женой другого мужчины. Все последующие увлечения и брачные союзы Есенина в определённой степени стали отголоском этой первой значительной привязанности.

Следует отметить, что Сергей Есенин являлся прекрасным собеседником и отличался искусством эпистолярного жанра, испытывая к нему большую любовь. Он адаптировал манеру каждого послания под конкретного получателя, поэтому все письма выполнены в весьма разнообразной стилистике.

— Айседора Дункан была мировой знаменитостью, когда встретила Сергея Есенина. На первый взгляд, у них было мало общего, их разделял языковой барьер, разные взгляды… Почему они всё же заключили брак?

— Отношения Дункан и Есенина складывались довольно напряжённо, они были непростыми, между ними часто возникали ссоры. Есенин порой затевал скандалы с разбиванием зеркал и стёкол, однако, по рассказам, бил он их всё же рукой, обёрнутой материей, чтобы не получить травму, то есть рассудок ему никогда не изменял.

Это была пламенная и страстная связь. Есенин был красив, обаятелен, а Дункан представляла собой яркую, раскрепощённую женщину, американку, снискавшую мировую известность благодаря революционным преобразованиям в искусстве хореографии.

Безусловно, Есенину льстило, что столь выдающаяся женщина в него влюбилась. Она называла Еcенина darling, «залатая галава», восторгалась им, относилась к нему как к ребёнку. В Париже они проживали в роскошном, отделанном золотом отеле «Крийон» на площади Согласия, где до них Шаляпин бил бокалы (метрдотель подскакивал и говорил: «Не бейте, пожалуйста, это бокалы Людовика XIII!»).

К сожалению, Айседора была личностью, словно притягивающей к себе несчастья. Её дети погибли в автомобильной катастрофе, а позднее и сама она умерла в результате трагического инцидента: её задушил собственный шарф, попавший под колёса машины. Таким образом, можно констатировать, что, невзирая на известность и достижения, её жизнь оказалась полна трагедий. Но при этом она сохраняла лёгкость, даже некоторую наивность, любила Есенина, восхищалась им, в том числе его щегольской манерой носить одежду. В музее в Константиново хранятся его личные вещи: золотистый шёлковый шарф, который носил поэт, бордовый носовой платок, туфли. Есенин предпочитал носить светлые пиджаки, а из Америки привёз отцу чёрный пиджак особого покроя.

Что касается взглядов, то Дункан испытывала привязанность к России, интересовалась ею, даже истратила здесь все свои средства в надежде основать школу. Есенин, конечно, хотя и восхищался европейской культурой, всё же мыслями оставался исключительно с Россией.

— У Есенина было три официальных брака, помимо множества романов. Какую роль сыграли женщины в его судьбе?

— Целый цикл стихотворений «Персидские мотивы» посвящён возлюбленной Шаганэ Тальян, с которой он познакомился во время визита в Батуми. В этих произведениях — радость и тоска русского человека, восторг перед Востоком, как это присутствует и у Пушкина в «Бахчисарайском фонтане». Однако поэзия Есенина со временем становится более меланхоличной, отстранённой, философской. В основном Есенин черпал вдохновение из природы и внутренних поисков, общения с такими интеллектуалами или мэтрами поэзии, как Сергей Городецкий, Анатолий Мариенгоф, Николай Клюев. Его тянуло к писателям, поэтам, философам.

Женщины, казалось, не могли ему помочь. Они пытались, однако собственного дома он так и не обрёл. Галина Бениславская, так сильно его любившая, сама погибает, совершает самоубийство на его могиле, словно не сумев его спасти, но оказавшись не в силах жить без него.

Айседора Дункан, Софья Толстая, Зинаида Райх — ни одной из них не удалось создать для Есенина уют, именно по этой причине завершение своей жизни он встретил в полном уединении в отеле «Англетер».

— При советской власти Есенин активно публиковался, но в то же время его критиковали за аморальное поведение — скандалы и драки на фоне пьянства. Как на самом деле к нему относилась партия и как сам Есенин оценивал политические процессы?

— Есенин писал, что принял революцию, но «со своим, крестьянским уклоном». Политические процессы для многих поэтов — это почва для вдохновения, не сама политика, но ощущение движения, революционного настроя. Имя Есенина, к примеру, связано с именем Льва Троцкого — они встречались в Москве в августе 1923 года.

Троцкий испытывал к Есенину огромный интерес, предложил ему денежные средства на выпуск журнала, однако поэт отклонил это предложение. А после кончины Есенина Троцкий написал статью-некролог «Памяти Сергея Есенина». Впервые её текст был зачитан на вечере памяти Есенина во МХАТе, а на следующий день статья была напечатана в газете «Правда».

Мне представляется, что отношение Есенина к власти было многогранным, как и у других представителей культуры в то время. Например, Горький то приезжал из-за границы в Россию, то вновь уезжал в Италию. Он словно бы заигрывал подобным образом с большевиками, оказывая им поддержку, но одновременно оставляя за собой возможность критики.

Полагаю, что Есенин придерживался сходной позиции. Да, он всецело принадлежал России, всем своим наследием, характером, но, разумеется, мог и открыто высказывать критику в адрес происходящих в стране процессов.

— Есенин привлекал к себе внимание — сначала крестьянским образом, потом перформансами вроде выступления против футуристов или «переименованием» Тверской улицы в свою честь. Каковы были масштабы его популярности при жизни и как менялось его восприятие после смерти на фоне разных эпох?

— Есенин пользовался огромной популярностью при жизни, достиг невероятных высот. Он был народным поэтом, его слышал практически каждый — именно по этой причине он, возможно, заплатил столь высокую цену за свою известность и дар. Стихи Есенина любит почти каждый, он очень тонкий, ажурный, чрезвычайно самобытный поэт. Честно говоря, стихи Есенина я люблю больше всего, хотя в рамках академической традиции часто принято считать, что нет поэтов, равных Пушкину, например. Есенин — это музыка, неровная и глубоко пронзительная. Это всегда искренний крик души.

— Существует версия, что Есенин не покончил с собой, а был убит. На чём основаны предположения об убийстве и какая версия имеет под собой больше оснований?

— Мнения расходятся даже среди специалистов. К примеру, в Пушкинском доме РАН, музее, где хранится стол из того самого номера «Англетера» и предсмертная записка Есенина, мне сообщали, что ни одна из версий так и не получила окончательного подтверждения. Однако можно допустить, что версия с убийством находит поддержку среди родственников поэта.

Я же полагаю, что Есенин настолько остро всё чувствовал, настолько пропускал через себя, что просто сгорел к 30 годам, прожив свою короткую жизнь на полную мощь таланта и души.

— Насколько Есенин-прозаик отличается от Есенина-поэта?

— Наследие Есенина включает прозаические произведения — в их числе повесть «Яр», очерк о путешествии по США «Железный Миргород», теоретический трактат «Ключи Марии», ряд рассказов. Произведение «Яр» носит очень трагичный характер. Есенин словно доводит реальную жизнь до её логического завершения — до света. Не случайно по тропам Константиново ходило столько паломников. Язык «Яра» таков, что невозможно не воспринять его как музыкальное сочинение, он тонко, ажурно, словно стихи в прозе, дополняет сюжет, выводя его на принципиально иную ступень.

«Ключи Марии» — яркое произведение о стихосложении и о словах, о том, что есть символ. Вот как Есенин пишет об избе — о символе быта, но в то же время и символе божественности бытия: «Изба простолюдина — это символ понятий и отношений к миру, выработанных ещё до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далёкий мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов… Красный угол, например, в избе есть уподобление заре, потолок — небесному своду, а матица — Млечному Пути». Подобная глубина есенинского проникновения в суть слова сродни философии.

— Можно ли назвать Есенина национальным поэтом, который отражает особенности национального характера?

— Да, Есенин во многом является нашим национальным поэтом. Он передаёт в своих нежных, трепетных стихах боль, грусть, сложность ощущений, любовь к Родине, любовь к родной земле, матери, женщине, сложность человеческой раздвоенности. Он обращается с русским языком с предельной щепетильностью. Он очень чуток к языку, происхождению слов, их звучанию. Он владеет русским языком на высочайшем уровне проникновения в слово. Но, помимо этого, ощущает человеческую боль, несостоятельность человеческой натуры как никто другой. Наша русская стихийность, а также доминанта христианского покаяния и страдания как ценность в его стихах воплощены очень тонко.