Share
Рубрика: Общество

Внеочередной контроль: Госдума расширила возможности по отзыву уже выданных водительских прав

Парламент России поддержал инициативу об отзыве водительских прав после дополнительной медпроверки

Дополнительная проверка: законодатели расширили основания для аннулирования водительских удостоверений

На заседании Государственной думы был одобрен в двух чтениях законопроект, вносящий поправки в федеральное законодательство о дорожной безопасности. Документ предусматривает новое основание для признания водительского удостоверения недействительным.

Согласно предлагаемым изменениям, автомобилиста могут лишить прав, если в ходе внепланового медицинского обследования будут выявлены проблемы со здоровьем, препятствующие безопасному управлению автомобилем.

Как пояснили разработчики инициативы, в настоящее время для водителей-непрофессионалов обязательное медицинское освидетельствование проводится только при замене прав, что происходит раз в десятилетие.

Законодатели обратили внимание на отсутствие системного обмена информацией между органами здравоохранения и правоохранительными структурами, из-за чего люди с медицинскими противопоказаниями продолжают управлять транспортом до окончания срока действия документов.

Согласно предоставленным данным, за пятилетний период судебными решениями было аннулировано свыше 105 тысяч водительских удостоверений у граждан, чьи заболевания представляли угрозу безопасности на дорогах.

Новый механизм предполагает, что при обнаружении у водителя во время любого медицинского осмотра или лечения проблем со здоровьем, влияющих на способность управлять машиной, эти сведения будут вноситься в единую базу данных. Автомобилиста в таком случае обяжут пройти внеочередное освидетельствование.

Если противопоказания подтвердятся или водитель не явится на дополнительное обследование, его права будут признаны недействительными.

“Предлагаемые новации позволят наладить эффективный обмен информацией между соответствующими ведомствами, исключить доступ к управлению транспортом лиц с опасными заболеваниями и сократить временные затраты граждан при получении госуслуг, что положительно скажется на безопасности дорожного движения”, – отмечается в пояснительных материалах.

Автоаналитик Дмитрий Попов в комментарии отметил, что обсуждение этого законопроекта началось три года назад.

“Необходимость изменений очевидна, ведь сейчас здоровье водителей-любителей проверяют только раз в десять лет. С возрастом могут появляться заболевания, влияющие на реакции и зрение”, – пояснил специалист.

Эксперт подчеркнул, что водители коммерческого транспорта проходят ежедневные медосмотры, тогда как контролировать состояние здоровья обычных автомобилистов сегодня практически невозможно.

“В этих поправках речь не о прямом лишении прав, а о временном приостановлении их действия, если врач обнаружит у пациента серьёзные проблемы со здоровьем. Водитель сможет восстановить документы после прохождения лечения и подтверждения выздоровления”, – уточнил Попов.

Ужесточение наказаний за отказ остановиться по требованию правоохранителей

В этот же день парламент принял ещё один законопроект, касающийся ответственности за неподчинение требованию сотрудников правопорядка об остановке транспортного средства.

Как указывают авторы документа, в последнее время участились случаи игнорирования автомобилистами законных требований представителей власти, что способствует ухудшению дисциплины на дорогах.

Согласно действующему законодательству, штраф за такое нарушение составляет от 500 до 800 рублей. Разработчики инициативы считают эту меру недостаточной и несоответствующей степени общественной опасности.

В новой редакции предлагается увеличить штраф до 7-10 тысяч рублей. При повторном нарушении предусмотрено лишение прав на срок до полугода или денежное взыскание в размере 10 тысяч рублей. Особо крупные штрафы (до 600 тысяч рублей) установлены за отказ остановиться для проверки габаритов и веса транспортного средства, а также за нарушения правил движения тяжёлых автомобилей в зонах автоматического контроля.

По мнению законодателей, существующие штрафы в несколько сотен рублей делают нарушение экономически выгодным по сравнению с возможными последствиями за серьёзные проступки, которые могут повлечь более существенные штрафные санкции и лишение прав.

“Введение признака повторности и усиление ответственности позволит повысить профилактический эффект административных норм, которые в настоящее время не выполняют в полной мере свою сдерживающую функцию”, – отмечается в пояснительной записке.

В документе уточняется, что данные изменения касаются прежде всего нарушений правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.