Производитель «Кама» изготовил 26 предсерийных образцов отечественного электромобиля «Атом». Данные экземпляры предназначены для тестирования систем, точной настройки функций транспортного средства и сертификационных проверок. Ранее разработчики заявляли, что массовое производство планируется начать в 2025 году. Аналитики предполагают, что модель может найти применение в сервисах каршеринга и такси.
Компания «Кама» завершила создание 26 предсерийных прототипов электрокара «Атом» серии VC. Информация об этом опубликована в официальном Telegram-канале проекта.
«Наша команда преодолела важный рубеж. Мы собрали партию из 26 верификационных машин серии VC (Vehicle Check). Все они уже переданы внутренним командам разработчиков», — указано в сообщении.
Эти модели необходимы для комплексной проверки систем, точной настройки функций, проведения функциональных и сертификационных тестов, а также подтверждения корректности конструкции и производственных процессов.
Основная задача на текущем этапе — удостовериться, что «Атом» соответствует заявленным параметрам, стандартам безопасности и готов к серийному выпуску, подчеркнули в компании.
«Это финальная предсерийная стадия. Машины требуются для окончательной проверки всех систем. Кроме того, вся конструкция будет проходить испытания, поскольку перед сертификацией необходимо удостовериться в соответствии всех компонентов проектной документации», — пояснил главный редактор издания «За рулём» Максим Кадаков.
После этого этапа разработчики перейдут к фазе PT (Plant Trial), успешное завершение которой станет последним шагом перед запуском массового производства.
«На этапе Plant Trial основное внимание будет уделено отладке производственных процессов. Необходимо отработать все конвейерные операции перед началом серийного выпуска», — отметил редактор автомобильной рубрики «Известий» Евгений Багдасаров.
17 июня в компании сообщили о завершении оснащения основных производственных зон для полномасштабного выпуска электромобиля.
«Это ключевой этап проекта. Он включал закупку, проектирование, изготовление, доставку, монтаж и настройку оборудования для сварочного, окрасочного и сборочного конвейеров. Также была организована логистическая инфраструктура и внедрены IT-решения для управления производством», — сообщили представители проекта.
Компактный и комфортный
Электромобиль «Атом» разрабатывается компанией АО «Кама» совместно с ПАО «КАМАЗ» и государственной корпорацией «Росатом». Массовый выпуск будет организован на заводе «Москвич».
Концепция инновационного городского электрокара была представлена в 2021 году, а в 2022-м проект получил название и началось техническое проектирование. В прошлом году проводились испытания прототипов и окончательно утверждён дизайн. В текущем году планируется завершить тестирование, пройти сертификацию и начать серийный выпуск.
Ожидается, что электрокар будет доступен не только для розничных покупателей, но и пополнит парки каршеринговых сервисов. В 2023 году сервис «Делимобиль» подписал соглашение с АО «Кама» о возможной закупке 25 тысяч машин. Аналогичное количество может приобрести компания BelkaCar.
Партнёром проекта также стала фирма «Ситидрайв». В рамках сотрудничества планируется создать цифровую платформу для сохранения индивидуальных настроек автомобиля для каждого пользователя каршеринга.
Габариты модели составляют: длина — 3995 мм, ширина — 1790 мм, высота — 1643 мм, дорожный просвет — 170 мм.
«Такие размеры оптимальны для города: электрокар легко маневрирует в ограниченном пространстве. Радиус разворота составляет всего 4,9 м — меньше, чем у большинства моделей этого класса», — отмечают разработчики.
При компактных размерах автомобиль остаётся комфортным. Благодаря продуманной компоновке, особенностям электропривода, ровному полу и распашным дверям салон обещает быть просторным.
«Посадка и высадка пассажиров удобны, а места хватает как спереди, так и сзади. Уровень комфорта соответствует категориям «Комфорт» и «Комфорт+» в услугах такси», — заявляют в компании.
Интеллектуальные системы
Автомобиль оснастят усовершенствованной системой управления. Вместо традиционной приборной панели на руле будет установлен планшет, а на лобовое стекло — проекция дополненной реальности. Компьютерная система будет работать на базе собственной ОС «Атом ОС». Для пользователей будет доступен магазин приложений, расширяющий функциональные возможности.
Совместно с компанией ENBISYS разрабатывается голосовой помощник, который позволит управлять климат-контролем, дверями, окнами, настройками руля, зеркал, сидений и освещения.
Модель получит систему помощи водителю ADAS уровня 2.0+, включающую пять радаров, 12 ультразвуковых датчиков и десять камер для распознавания объектов вокруг автомобиля.
По мнению Максима Кадакова, автомобиль займёт определённую нишу на рынке.
«Спрос будет, но не массовый. Возможны региональные программы закупок для такси и каршеринга. Если удастся продавать по 10 тысяч автомобилей в год — это хороший результат», — считает эксперт.
«Перспективы у «Атома» хорошие, если цена окажется конкурентоспособной на фоне китайских аналогов. Машина выглядит привлекательно и многообещающе», — отметил автожурналист Иван Зенкевич.