Share
Рубрика: Культура

«По телу проходит холодок бодрости»: в Москве открывается большая выставка работ Александра Дейнеки

В московской Третьяковке представили ретроспективу творчества Александра Дейнеки

Экспозиция работ Александра Дейнеки в Третьяковской галерее

26 июня в залах Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной стартует масштабная экспозиция под названием «Александр Дейнека. Гимн жизни». Основу выставки составили произведения из фондов галереи и Курской государственной картинной галереи, носящей имя художника. Впервые в столицу привезли более двухсот графики и живописи мастера, включая наброски, эскизы и скульптурные работы.

Среди ключевых экспонатов — «Футболист» (1932), «Эстафета» (1947), «Будущие лётчики» (1938) и другие известные полотна. Выставочное пространство организовано в виде одиннадцати тематических блоков, каждый из которых посвящён определённому периоду и направлению в творчестве Дейнеки.

Дарья Парфененко, занимающая пост заместителя генерального директора Третьяковки по выставочной деятельности, подчеркнула: «Курская коллекция включает свыше тысячи графических листов, большинство из которых московская публика увидит впервые».

Анна Корнеева, возглавляющая Курскую галерею, отметила широту представленного временного охвата — от 1920-х до 1960-х годов. «Здесь каждый найдёт что-то особенное: будь то графика, живопись или декоративно-прикладное искусство. Уникальное соседство курской и московской коллекций позволяет по-новому увидеть творческую эволюцию мастера, всегда глубоко разрабатывавшего избранные темы: спорт, авиацию, женские образы».

Истоки таланта

Будущий художник родился в 1899 году в семье курского железнодорожника. Как пояснила Корнеева, эта профессия в те годы считалась престижной, особенно в городе, являвшемся важным транспортным узлом. Первоначально юноша пошёл по стопам отца, однако преподаватели художественного кружка при училище разглядели его дарование и посоветовали посвятить себя искусству.

«С детства он проявлял интерес к рисованию. Сохранилась история, как мать разрешила ему украсить семейный сундук собственными рисунками вместо привычных конфетных обёрток. Впоследствии сам художник вспоминал: «Рисовал, сколько себя помню»», — поделилась директор галереи.

Февральская революция прервала обучение Дейнеки в Харьковском училище, вынудив его осваивать разные профессии — от преподавателя гимназии до криминалистического фотографа. В Гражданскую войну он участвовал в защите Курска, затем возглавил местное отделение агитационного проекта «Окна РОСТА». Армейское командование, отметив способности молодого человека, направило его на учёбу в столичные ВХУТЕМАС.

В московский период Дейнека сотрудничал с ведущими изданиями, создал знаковую «Оборону Петрограда» (1928), работал с Владимиром Маяковским над спектаклем «Баня». Хотя многие его произведения проникнуты жизнеутверждающим пафосом, значительная часть наследия отражает трагизм военных лет. На выставке представлена картина «В оккупации» (1944), написанная после освобождения Курска, где погибла мать художника.

Движение как философия

Динамизм стал визитной карточкой стиля Дейнеки. Новаторские приёмы передачи движения особенно ярко проявились в спортивных сюжетах, например в «Эстафете» (1947), изображающей молодых атлетов на фоне послевоенных московских новостроек. Сам мастер с юности увлекался физкультурой, что отразилось в его творчестве.

Ещё одной страстью Дейнеки была авиация. «Он удивительно точно передавал ощущение полёта — этот миг, когда страх смешивается с восторгом», — отметила Корнеева. Несмотря на смену художественных парадигм в СССР, мастер сохранил признание, став академиком, создав мозаики для МГУ и московского метро.

По словам Корнеевой, хотя Дейнеку часто причисляют к соцреалистам, его творчество выходит за рамки этого направления. «Он оставался верен своему видению, превращая идеологический заказ в подлинное искусство. Эта внутренняя свобода и сделала его произведения вечными», — заключила специалист.