Share
Рубрика: Культура

«Не стандартная экранизация, а сатирическая комедия»: почему фильм Леонида Гайдая «12 стульев» стал культовым

21 июня 1971 года зрители впервые увидели киноленту «12 стульев». Фильм, поставленный Леонидом Гайдаем, стал экранизацией одноимённого произведения Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Главные роли исполнили Арчил Гомиашвили, Сергей Филиппов, а также Наталья Воробьёва, Михаил Пуговкин, Наталья Крачковская и другие актёры. Как режиссёр получил проект от Георгия Данелии, кто ещё мог сыграть ключевых персонажей и почему не самая кассовая картина того времени превратилась в классику советского кинематографа — об этом рассказывается в материале.

«Необычная экранизация, а острая комедия»: как фильм Гайдая «12 стульев» завоевал любовь зрителей

Премьера кинокартины состоялась 21 июня 1971 года. Леонид Гайдай, прославившийся такими работами, как «Самогонщики», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», вновь обратился к жанру комедии.

Действие разворачивается в 1920-е годы. Бывший аристократ Ипполит Воробьянинов, известный как Киса, узнаёт от умирающей родственницы, что её драгоценности спрятаны в одном из двенадцати стульев, ранее составлявших гарнитур. Однако мебель распродана, и герой вместе с авантюристом Остапом Бендером отправляется на поиски клада. Их опередить пытается священник отец Фёдор, случайно узнавший тайну.

Роль «великого комбинатора» досталась Арчилу Гомиашвили. В картине также приняли участие Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Наталья Крачковская, Юрий Никулин, Наталья Воробьёва, Нина Гребешкова и другие артисты.

Литературные истоки

Роман Ильфа и Петрова первоначально публиковался по главам в журнале «30 дней», начиная с января 1928 года. В качестве соавтора предполагался Валентин Катаев, приходившийся Евгению Петрову братом. Он должен был выступить редактором, а его имя могло облегчить публикацию.

Однако Катаев высоко оценил работу дуэта и решил не вмешиваться. Особенно его впечатлил Остап Бендер — персонаж, задуманный как второстепенный, но выросший до центрального.

Книга насыщена отсылками к классике, а благодаря остроумному стилю и живому языку быстро обросла цитатами. В ней также отражены детали быта и сатирические замечания о повседневной жизни.

Некоторые шутки оказались рискованными для того времени.

«После выхода роман восприняли с осторожностью. В нём высмеивались недостатки общества: чинопочитание, мошенничество, бюрократия… В 1949-м произведение запретили за отсутствие идейности, но после XX съезда КПСС, когда Никита Хрущёв развенчал культ личности Сталина, книга вернулась к читателям», — отметил киновед Алексей Тремасов.

Зарубежные версии

Первые экранизации романа появились за пределами СССР. Зарубежные кинематографисты адаптировали сюжет в 1930-х, изменяя его на свой лад.

В 1962-м кубинский режиссёр Томас Гутьеррес Алеа перенёс действие в революционную эпоху, а в 1970-м югославская картина Мэла Брукса представила свою версию.

Леонид Гайдай долго мечтал снять «12 стульев», но получал отказ от руководства киностудии, пока не узнал, что к проекту приступил Георгий Данелия. Однако тот неожиданно передал права на экранизацию Гайдаю, сославшись на потерю интереса из-за затянутой подготовки.

Актёрский состав

Начались масштабные пробы. Первым утвердили исполнителя роли Кисы Воробьянинова. Рассматривались Юрий Никулин, Анатолий Папанов и Ростислав Плятт. Сергей Филиппов, несмотря на проблемы со здоровьем, сохранил роль и продолжил сниматься ещё много лет.

Как вспоминала актриса Наталья Воробьёва-Хржич, на роль Бендера пробовались десятки артистов, включая Владимира Высоцкого, Евгения Евстигнеева и Алексея Баталова. Режиссёр хотел избежать повторения образа, созданного Сергеем Юрским в «Золотом телёнке».

Андрей Миронов предложил танец с Эллочкой, но в итоге роль досталась Арчилу Гомиашвили, ранее игравшему Бендера в театре.

Эллочку могла сыграть Жанна Болотова, но в итоге её изобразила Наталья Воробьёва. Наталью Варлей утвердили на небольшую роль студентки.

Сцена с пощёчиной потребовала множества дублей, но в монтаже использовали первый.

Наталья Крачковская получила роль мадам Грицацуевой после того, как режиссёр случайно узнал о её актёрском опыте.

Михаил Пуговкин, сыгравший отца Фёдора, перед съёмками получил материнское благословение.

После работы над фильмом к актёрской команде присоединились другие исполнители. Роль Лизы озвучила Надежда Румянцева, а голос Бендера принадлежит Юрию Саранцеву. Песни героя исполнил Валерий Золотухин.

«Лента Гайдая, на мой взгляд, остаётся лучшей экранизацией… Этого удалось добиться благодаря не только таланту режиссёра, но и блестящему актёрскому ансамблю. В картине множество персонажей, и каждый сыгран выдающимися артистами», — подчеркнул Алексей Тремасов.

Съёмочный процесс

Съёмки начались в апреле 1970 года. Роль Старгорода исполнил Рыбинск, Васюки снимали в Нижегородской области. Команда также работала на Кавказе — в Батуми, Дарьяльском ущелье, Пятигорске.

Некоторые сцены снимали в Москве, но избегали современных построек. В кадре можно увидеть Казанский вокзал, Староконюшенный переулок и другие места.

Квартиру Эллочки разместили на Сретенской улице, а клуб, где находился последний стул, снимали в здании на Поварской. В фильме также запечатлены виды Москвы 1970-х.

Реакция аудитории

Картину тепло приняли зрители. Хотя по сравнению с другими работами Гайдая её успех был скромнее, фильм посмотрели свыше 39 миллионов человек.

«Это была не просто экранизация, а сатирическая комедия с фирменными гэгами режиссёра», — поясняет Алексей Тремасов.

Фильм участвовал в фестивалях. В Тбилиси он получил премию за вклад в жанр комедии, а в Сорренто — специальный приз.

Критики оценивали картину по-разному. Михаил Кузнецов похвалил актёров, но отметил недостаток смелости в постановке. Григорий Козинцев выразился резко, назвав фильм «хамским гоготом».

Тем не менее, лента стала классикой. Она входит в топ-100 по оценкам зрителей. В нескольких городах установлены памятники героям, а на могиле Гомиашвили стоит скульптура в образе Бендера.

«Гайдай создал уникальный фильм, который по праву занимает место в золотом фонде отечественного кино», — заключил Алексей Тремасов.