21 июня 1971 года зрители впервые увидели киноленту «12 стульев». Фильм, поставленный Леонидом Гайдаем, стал экранизацией одноимённого произведения Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Главные роли исполнили Арчил Гомиашвили, Сергей Филиппов, а также Наталья Воробьёва, Михаил Пуговкин, Наталья Крачковская и другие актёры. Как режиссёр получил проект от Георгия Данелии, кто ещё мог сыграть ключевых персонажей и почему не самая кассовая картина того времени превратилась в классику советского кинематографа — об этом рассказывается в материале.
Премьера кинокартины состоялась 21 июня 1971 года. Леонид Гайдай, прославившийся такими работами, как «Самогонщики», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», вновь обратился к жанру комедии.
Действие разворачивается в 1920-е годы. Бывший аристократ Ипполит Воробьянинов, известный как Киса, узнаёт от умирающей родственницы, что её драгоценности спрятаны в одном из двенадцати стульев, ранее составлявших гарнитур. Однако мебель распродана, и герой вместе с авантюристом Остапом Бендером отправляется на поиски клада. Их опередить пытается священник отец Фёдор, случайно узнавший тайну.
Роль «великого комбинатора» досталась Арчилу Гомиашвили. В картине также приняли участие Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Наталья Крачковская, Юрий Никулин, Наталья Воробьёва, Нина Гребешкова и другие артисты.
Литературные истоки
Роман Ильфа и Петрова первоначально публиковался по главам в журнале «30 дней», начиная с января 1928 года. В качестве соавтора предполагался Валентин Катаев, приходившийся Евгению Петрову братом. Он должен был выступить редактором, а его имя могло облегчить публикацию.
Однако Катаев высоко оценил работу дуэта и решил не вмешиваться. Особенно его впечатлил Остап Бендер — персонаж, задуманный как второстепенный, но выросший до центрального.
Книга насыщена отсылками к классике, а благодаря остроумному стилю и живому языку быстро обросла цитатами. В ней также отражены детали быта и сатирические замечания о повседневной жизни.
Некоторые шутки оказались рискованными для того времени.
«После выхода роман восприняли с осторожностью. В нём высмеивались недостатки общества: чинопочитание, мошенничество, бюрократия… В 1949-м произведение запретили за отсутствие идейности, но после XX съезда КПСС, когда Никита Хрущёв развенчал культ личности Сталина, книга вернулась к читателям», — отметил киновед Алексей Тремасов.
Зарубежные версии
Первые экранизации романа появились за пределами СССР. Зарубежные кинематографисты адаптировали сюжет в 1930-х, изменяя его на свой лад.
В 1962-м кубинский режиссёр Томас Гутьеррес Алеа перенёс действие в революционную эпоху, а в 1970-м югославская картина Мэла Брукса представила свою версию.
Леонид Гайдай долго мечтал снять «12 стульев», но получал отказ от руководства киностудии, пока не узнал, что к проекту приступил Георгий Данелия. Однако тот неожиданно передал права на экранизацию Гайдаю, сославшись на потерю интереса из-за затянутой подготовки.
Актёрский состав
Начались масштабные пробы. Первым утвердили исполнителя роли Кисы Воробьянинова. Рассматривались Юрий Никулин, Анатолий Папанов и Ростислав Плятт. Сергей Филиппов, несмотря на проблемы со здоровьем, сохранил роль и продолжил сниматься ещё много лет.
Как вспоминала актриса Наталья Воробьёва-Хржич, на роль Бендера пробовались десятки артистов, включая Владимира Высоцкого, Евгения Евстигнеева и Алексея Баталова. Режиссёр хотел избежать повторения образа, созданного Сергеем Юрским в «Золотом телёнке».
Андрей Миронов предложил танец с Эллочкой, но в итоге роль досталась Арчилу Гомиашвили, ранее игравшему Бендера в театре.
Эллочку могла сыграть Жанна Болотова, но в итоге её изобразила Наталья Воробьёва. Наталью Варлей утвердили на небольшую роль студентки.
Сцена с пощёчиной потребовала множества дублей, но в монтаже использовали первый.
Наталья Крачковская получила роль мадам Грицацуевой после того, как режиссёр случайно узнал о её актёрском опыте.
Михаил Пуговкин, сыгравший отца Фёдора, перед съёмками получил материнское благословение.
После работы над фильмом к актёрской команде присоединились другие исполнители. Роль Лизы озвучила Надежда Румянцева, а голос Бендера принадлежит Юрию Саранцеву. Песни героя исполнил Валерий Золотухин.
«Лента Гайдая, на мой взгляд, остаётся лучшей экранизацией… Этого удалось добиться благодаря не только таланту режиссёра, но и блестящему актёрскому ансамблю. В картине множество персонажей, и каждый сыгран выдающимися артистами», — подчеркнул Алексей Тремасов.
Съёмочный процесс
Съёмки начались в апреле 1970 года. Роль Старгорода исполнил Рыбинск, Васюки снимали в Нижегородской области. Команда также работала на Кавказе — в Батуми, Дарьяльском ущелье, Пятигорске.
Некоторые сцены снимали в Москве, но избегали современных построек. В кадре можно увидеть Казанский вокзал, Староконюшенный переулок и другие места.
Квартиру Эллочки разместили на Сретенской улице, а клуб, где находился последний стул, снимали в здании на Поварской. В фильме также запечатлены виды Москвы 1970-х.
Реакция аудитории
Картину тепло приняли зрители. Хотя по сравнению с другими работами Гайдая её успех был скромнее, фильм посмотрели свыше 39 миллионов человек.
«Это была не просто экранизация, а сатирическая комедия с фирменными гэгами режиссёра», — поясняет Алексей Тремасов.
Фильм участвовал в фестивалях. В Тбилиси он получил премию за вклад в жанр комедии, а в Сорренто — специальный приз.
Критики оценивали картину по-разному. Михаил Кузнецов похвалил актёров, но отметил недостаток смелости в постановке. Григорий Козинцев выразился резко, назвав фильм «хамским гоготом».
Тем не менее, лента стала классикой. Она входит в топ-100 по оценкам зрителей. В нескольких городах установлены памятники героям, а на могиле Гомиашвили стоит скульптура в образе Бендера.
«Гайдай создал уникальный фильм, который по праву занимает место в золотом фонде отечественного кино», — заключил Алексей Тремасов.