Share
Рубрика: Общество

«Мошенник начал ругаться матом»: полицейские из Костромской области не дали аферистам обмануть пенсионерку

«Злоумышленник сорвался на крик»: стражи порядка из Кострома предотвратили обман пенсионерки на крупную сумму

Пожилая жительница Галича чудом избежала потери 1,2 миллиона рублей в результате действий аферистов. На телефон ей позвонил мужчина, назвавшийся работником местного водоснабжающего предприятия, и предложил внести её в список для замены приборов учёта без необходимости личного посещения организации. После того как женщина сообщила пришедший в СМС код, раздался очередной звонок — на этот раз от человека, представившегося работником прокуратуры. Он заявил, что предыдущий собеседник был мошенником, и для защиты сбережений (около 1,2 млн рублей) необходимо срочно перевести средства на «защищённый счёт». При этом «прокурор» запугивал пенсионерку возможным уголовным преследованием за пособничество терроризму и нежелание сотрудничать с органами правопорядка. Ей строго запретили обсуждать ситуацию с родственниками, друзьями и представителями власти, мотивируя это тотальной коррупцией в системе.

Немедленно выполнить требования женщина не смогла, поэтому запросила наличные и на следующий день направилась в банковское отделение. Сотрудники уголовного розыска МО МВД «Галичский», получив оперативную информацию о готовящемся преступлении, оперативно отреагировали.

«Мы вдвоём приехали к женщине домой, где она в этот момент разговаривала по телефону с аферистом, — поделился оперативник Николай Н. (имя изменено). — Представились по всем правилам, показали удостоверения. Изначально она отнеслась к нам настороженно, не хотела ничего объяснять, но после продолжительной беседы сообщила, что уже три дня общается по телефону с подозрительными личностями. Причём доверяла им больше, чем нам».

Полицейские потратили свыше четырёх часов, убеждая пенсионерку в том, что на другом конце провода — преступник. Тем временем мошенник слышал фрагменты разговора, но женщина заверила его, что к ней якобы пришла знакомая с соседней квартиры.

«Мы оперативно придумали правдоподобное объяснение визиту «соседки» и подсказывали, что отвечать злоумышленнику, — продолжил Николай. — Например, когда он потребовал прислать фото квитанции, посоветовали сказать, что она не умеет пользоваться камерой телефона. А на предложение видеозвонка пояснить, что такая функция в устройстве отсутствует».

Со временем преступник начал нервничать. «Посыпались угрозы — мол, это равносильно противодействию правоохранительной системе, — пояснил оперативник. — И лишь когда в ход пошла нецензурная брань, у женщины окончательно исчезли последние сомнения. Она была в шоке, осознав, что стала жертвой обмана».

Стражи порядка проинформировали дочь пенсионерки о попытке мошенничества и рекомендовали сменить номер телефона, переоформить банковские счета, а также установить ограничение на оформление займов.

«Не мешайте, я разберусь»

Как отметил Николай, подобные случаи происходят не реже одного раза в месяц. Согласно данным областной прокуратуры, с начала года в Костромской области более 400 человек стали жертвами аферистов, потеряв в общей сложности свыше 206 миллионов рублей. Людей обманывали под предлогом блокировки подозрительных платежей, продления договоров с операторами связи, отмены доверенностей, оформления заказов в интернет-магазинах, бронирования поездок через приложения, проверки приборов учёта электроэнергии, «помощи» силовикам в борьбе с мошенничеством или предложений дополнительного заработка.

«Основной контингент пострадавших — люди преклонного возраста. Они зачастую ведут себя наивно, считая, что жизненного опыта достаточно, чтобы распознать обман. Даже при очевидных признаках мошенничества отказываются советоваться с родными. Человек может переводить деньги через терминал, при этом выглядит крайне напряжённым, но если посторонние попытаются вмешаться, ответит: «Не лезьте, я сам во всём разберусь». А через несколько минут приходит в участок с заявлением о хищении средств», — подчеркнул представитель полиции.

Для снижения рисков сотрудник правоохранительных органов рекомендует не отвечать на вызовы с неизвестных номеров и не передавать конфиденциальные сведения по телефону: «Если полиции потребуется ваше участие, представители ведомства прибудут лично. Работники банков также не станут запрашивать данные по телефону. В любом случае стоит отвечать: «Обсудим этот вопрос при личной встрече». И конечно, важно информировать близких о подобных ситуациях, а молодым родственникам — внимательно относиться к пожилым».

Эксперт по безопасности ранее объяснял, какие фразы не стоит произносить при общении с потенциальными аферистами.

«Следует избегать слов «да», «нет», «согласен», «подтверждаю» в разговорах с подозрительными собеседниками, так как эти реплики могут записать для дальнейшей биометрической аутентификации. Злоумышленники способны использовать запись для оформления микрозаймов или обмана ваших знакомых», — пояснил специалист.

По словам эксперта, оптимальное решение — немедленно завершить разговор. «Ваши слова могут записать для создания поддельной аудиозаписи. Для этого иногда достаточно одной минуты речи с разными интонациями, желательно без фоновых шумов», — добавил он.