Share
Рубрика: Общество

«Меридиан» и «Крылатые быки»: как в России развиваются проекты грузовых БПЛА

Тяжёлый беспилотник-амфибия «Меридиан» представлен на выставке «Иннопром-2025»

«Меридиан» и другие проекты грузовых БПЛА

Центр автономных роботизированных систем (ЦАРС) впервые продемонстрировал массивный грузовой беспилотник-амфибию под названием «Меридиан». Уникальный аппарат был показан на Международной промышленной выставке «Иннопром-2025», начавшейся 7 июля. Информация об этом поступила из официального заявления компании.

Согласно заявлениям разработчиков, «Меридиан» — это первая в стране беспилотная авиационная система самолётного типа, способная работать и на суше, и на воде. Такой подход оптимален для эксплуатации в сложных географических и климатических условиях, а также при недостаточной развитости авиационной инфраструктуры.

«Подобные системы позволяют сократить расходы на логистику и эксплуатацию традиционного транспорта. Кроме того, отпадает необходимость в привлечении людей к работе в опасных зонах, особенно с учетом износа парка малой авиации», — пояснили в ЦАРС.

Аппарат, способный поднимать грузы массой до 700 кг, не нуждается в оборудованных взлётно-посадочных полосах и может садиться на воду. «Меридиан» предназначен для перевозки медикаментов, техники и иных грузов в труднодоступные районы, включая арктические территории.

Помимо транспортировки, беспилотник может использоваться для круглогодичного мониторинга поверхности земли, воды и льда, сбора данных и поисково-спасательных операций.

По данным разработчика, «Меридиан» способен доставлять грузы в отдалённые населённые пункты даже при отсутствии сигналов GPS или ГЛОНАСС. Объём его грузового отсека достигает 5,5 куб. м.

«Беспилотники-амфибии особенно востребованы в Арктике, Сибири и на Дальнем Востоке, где много труднодоступных зон и водных пространств. Если такие аппараты запустят в серию, они станут ключевыми транспортными средствами, способными заменить малую авиацию в регионах, где использование вертолётов затруднено», — отметил эксперт Дмитрий Дацыков.

Другие проекты в сфере беспилотной аэрологистики

Компания «Летающие грузовики» также работает над созданием тяжёлых грузовых БПЛА, включая модели WingedBull 01XS и WingedBull 01XL, способные перевозить 250 и 750 кг соответственно. Название проектов выбрано для удобства продвижения на международном рынке. WingedBull переводится как «крылатый бык», символизируя мощь и устойчивость аппаратов.

Эти БПЛА разрабатываются по схеме вертикального взлёта и посадки. Основной сферой применения станет доставка грузов в отдалённые точки Арктики, Сибири и Дальнего Востока, где сегодня используются вертолёты и наземный транспорт.

По оценкам компании, эксплуатация этих дронов будет значительно дешевле, чем традиционных вертолётов. WingedBull 01XS предназначен для регулярных перевозок, а его более крупный аналог — для менее частых поставок.

Для старта и приземления дронам потребуется лишь ровная площадка. Управление будет осуществляться автоматически с возможностью вмешательства оператора. Разработчики также планируют внедрить систему, при которой один оператор сможет контролировать сразу несколько аппаратов.

Дальность полёта обеих моделей составит до 700 км при скорости 400 км/ч. Первые испытания в воздухе запланированы на 2026 год.

Достижения других производителей

Компания «БАС Глори Эйр» представила беспилотник OG-25 с уникальными характеристиками. Его дальность полёта с грузом достигает 200 км, а скорость — 100 км/ч. Аппарат оснащён пятью двигателями и может работать при температурах от –35 до +45°C.

Группа компаний «Аэромакс» также занимается развитием транспортных БПЛА. В зависимости от задачи, могут использоваться разные схемы — от самолётной до гибридной и мультикоптерной. Например, мультикоптеры удобны для коротких маршрутов, но имеют ограниченную продолжительность полёта.

Перспективы отрасли

Развитие беспилотной аэрологистики способно решить множество проблем, связанных с доставкой грузов в сложных условиях. Это особенно важно для нефтегазовой отрасли и удалённых населённых пунктов.

«БПЛА могут работать там, где применение пилотируемой авиации экономически невыгодно или опасно. Для жителей отдалённых районов это означает снижение стоимости товаров и услуг, что положительно скажется на их качестве жизни», — подчеркнул Дацыков.

Эксперты уверены, что беспилотные авиасистемы найдут применение не только в труднодоступных регионах, но и в густонаселённых районах, дополняя наземную логистику.