— Антон Германович, ранее вы сообщали, что вложения Нового банка развития в российские проекты приостановлены, однако алгоритм их возобновления уже разработан. Каковы перспективы возобновления инвестиций и какие факторы на это повлияют?
— Совершенно верно, НБР действительно осуществлял финансирование ряда программ в Российской Федерации. Основная часть этих проектов имела социально-культурную направленность, включая усовершенствование ЖКХ и сохранение исторических поселений. После известных событий 2022 года данные инициативы были заморожены в связи с ограничительными мерами.
Наша страна, оставаясь ответственным заёмщиком, продолжает неукоснительно выполнять взятые обязательства. Стоит подчеркнуть, что уставные документы банка не содержат положений о прекращении финансирования проектов в государствах-участниках на основании решений третьих сторон. Тем не менее мы осознаём причины осторожности со стороны НБР и готовы предложить альтернативные схемы сотрудничества, исключающие использование западных финансовых инструментов и валют стран, введших ограничения. Подобный подход позволит существенно снизить риски санкционного давления и защитить интересы банка.
На мой взгляд, нам удалось найти рабочее решение. Речь идёт не столько о потребности в дополнительном финансировании, сколько о принципиальной позиции. В настоящее время данные проекты продолжают получать средства из федерального бюджета, однако крайне важно соблюдать первоначальные договорённости о приоритете интересов стран-учредителей при принятии решений НБР.
Этот вопрос детально рассматривался на недавней встрече. Достигнута договорённость о скорейшей разработке и внедрении специальных механизмов, которые позволят обойти действующие ограничения и свести к минимуму возможные риски для банка.
— Не могли бы вы подробнее остановиться на предлагаемых механизмах и реакции партнёров по БРИКС на российские инициативы?
— Российская Федерация столкнулась с комплексом ограничительных мер. Речь идёт о проблемах с международными расчётами, депозитарным обслуживанием (после введения санкций Euroclear и Clearstream), а также сфере страхования (при использовании услуг международных перестраховщиков).
Все эти ограничения, инициированные западными государствами, создают определённые сложности. Для бесперебойного осуществления экономической деятельности и обеспечения потребностей наших деловых партнёров необходимо создание альтернативной системы, независимой от западной финансовой инфраструктуры, которая продемонстрировала свою ненадёжность.
В этой связи мы предложили разработку собственных инструментов для проведения трансграничных платежей, приобретения ценных бумаг (без привлечения западных депозитариев), а также системы перестрахования. Данные предложения были рассмотрены на встрече, по большинству из них достигнуты договорённости.
Обсуждалась, в частности, идея создания перестраховочной компании. Положительно была воспринята бразильская инициатива о формировании гарантийного института при НБР для привлечения кредитных ресурсов в инфраструктурные проекты стран объединения. Участники признали целесообразность создания подобных институтов, что и станет основой для дальнейшей работы в рамках финансового взаимодействия БРИКС.
— В рамках БРИКС ведётся работа по созданию платформы расчётов в национальных валютах. Если говорить о торговле между Россией и Китаем, то доля рублёво-юаневых расчётов, составлявшая в 2018 году около 80%, к 2024 году превысила 90%. Каким образом опыт российско-китайского сотрудничества может быть использован для выстраивания аналогичных схем в рамках БРИКС?
— Процент использования национальных валют в расчётах с Россией стабильно растёт. Действительно, в торговле с нашим ключевым партнёром — КНР — 90% операций осуществляется в рублях и юанях. Эта схема подтвердила свою стабильность и независимость от западных финансовых институтов, которые, как оказалось, могут блокировать платёжные операции.
Мы используем проверенные кредитные организации, установившие прямые корреспондентские связи, что обеспечивает бесперебойность торговых расчётов между нашими государствами. При этом товарооборот с Китаем демонстрирует устойчивый рост, и мы ожидаем сохранения этой позитивной динамики в текущем году.
Таким образом, формирование прямых корреспондентских связей между банковскими институтами стран БРИКС является важным условием обеспечения платёжного оборота. Опыт российско-китайского взаимодействия в этой сфере представляется удачным и может быть экстраполирован на другие государства объединения с применением цифровых финансовых инструментов при осуществлении взаимных расчётов.