Глава российского правительства Михаил Мишустин утвердил новый нормативный акт, ужесточающий условия транспортировки несовершеннолетних в автотранспорте. В обновлённых правилах дорожного движения конкретизировано определение «системы удержания для детей» и перечислены приспособления, не соответствующие этому статусу: адаптеры, бескаркасные сиденья, накладки на ремни и прочие аналогичные изделия.
Кабинет министров ввёл более строгие требования к провозу несовершеннолетних пассажиров. Согласно новым правилам, отдельные виды продукции, включая фиксирующие лямки и адаптирующие элементы, более не приравниваются к «удерживающим системам». Соответствующий нормативно-правовой акт подписал председатель правительства.
«Под детской удерживающей системой (устройством) понимается конструкция, разработанная для безопасной перевозки несовершеннолетних в транспорте с целью минимизации рисков получения травм. Различные фиксаторы, адаптирующие элементы, гибкие крепления с замками и похожие изделия не могут считаться детскими удерживающими системами», — указывается в тексте документа.
Соответствующие стандарты для защитных приспособлений закреплены техническими нормативами Таможенного союза, регулирующими безопасность автомобильного транспорта.
В пояснениях к проекту акцентировалось внимание на проблеме распространения не прошедших сертификацию и потенциально небезопасных изделий, включая адаптирующие устройства для ремней и бескаркасные модели сидений. «Подобные устройства не просто бесполезны в аварийной ситуации, но способны ухудшить последствия для ребёнка», — отмечали представители транспортного ведомства.
Особую тревогу у регулятора вызывала практика оформления сертификатов на адаптеры: отдельные изготовители находят способы получить разрешительные документы, позволяющие позиционировать их продукцию как полноценные автокресла. «Это позволяет водителям формально соблюдать требования, продолжая использовать небезопасные аналоги вместо сертифицированных систем», — поясняли в министерстве.
Вносимые поправки призваны чётко разграничить допустимые к применению конструкции и устранить возможности эксплуатации опасных заменителей, даже при наличии формальных разрешительных документов.
Согласно действующим положениям статьи 22.9 ПДД, перевозка детей младше семилетнего возраста возможна исключительно с применением сертифицированных удерживающих конструкций, соответствующих антропометрическим данным ребёнка. Для пассажиров 7-11 лет допускается использование либо таких систем, либо стандартных ремней безопасности на задних местах, тогда как на переднем сиденье обязательно применение специализированных удерживающих устройств.
Нарушение требований влечёт наложение штрафных санкций: для водителей — 3 тыс. рублей, для ответственных лиц — 25 тыс. рублей, для организаций — 100 тыс. рублей.
В начале весны в парламент был направлен законодательный проект, предлагающий увеличение размеров штрафов за неправильную перевозку несовершеннолетних: до 5 тыс. рублей для физических лиц, до 50 тыс. для должностных и до 200 тыс. для юридических лиц. Инициатива получила одобрение исполнительной власти.