31 июля 1941 года в кинотеатрах Советского Союза состоялась премьера киноленты Александра Роу «Конёк-горбунок», снятой по мотивам одноимённого стихотворного произведения Петра Ершова. Главные роли в фильме исполнили Пётр Алейников, Марина Ковалёва и Георгий Милляр. Эта картина вошла в историю как первая цветная сказка, созданная в СССР. Съёмки завершились уже после начала Великой Отечественной войны, и зрители увидели её наряду с кадрами фронтовых событий.
Сюжет фильма повествует о коварном царе Афроне, задумавшем жениться на юной красавице Заре-Зарянице. Выполнить его поручение предстоит простому крестьянскому сыну Иванушке, которому помогает волшебный Конёк-горбунок.
Роли исполнили известные актёры того времени: Пётр Алейников, Марина Ковалёва, Георгий Милляр и Александр Жуков. Создатели картины применяли передовые для своего времени технологии, снимали в живописных локациях и даже шли на риск ради эффектных кадров.
«Загадка «Конька-горбунка» до сих пор остаётся не до конца раскрытой. С течением времени картина приобретает всё большую глубину и значимость», — поделилась мнением Нина Спутницкая, ведущий научный сотрудник ВГИК.
От литературного первоисточника к киноленте
Пётр Ершов закончил работу над сказочной поэмой в 18 лет. Первые строчки, как предполагается, были дописаны Александром Пушкиным, который высоко оценил талант молодого автора.
Впервые произведение опубликовали в 1834 году благодаря книгоиздателю Александру Смирдину. Изначально из текста удалили критические высказывания в адрес власти. Полная версия увидела свет лишь в 1856 году и с тех пор неоднократно переиздавалась.
Ершов вдохновлялся народными сказками: «Сивка-Бурка», «Жар-птица» и «Василиса Прекрасная». Сценарист Владимир Швейцер адаптировал текст для фильма, значительно изменив его.
«Сказка давала богатый материал для яркого, фантастического и сатирического фильма. Я использовал не только вариант Ершова, но и другие источники. Простая экранизация здесь не подходила — требовался новый, кинематографический подход», — объяснял Швейцер в интервью печатному изданию.
Некоторые сцены из оригинала в фильм не вошли, а персонажи получились более гротескными, что соответствовало стилю совместных работ Роу и Швейцера.
«Хотя «Конёк-горбунок» не был военной драмой, он стал символом стойкости и оптимизма. Весёлый, неунывающий Иван противостоял всем испытаниям», — отметила Нина Спутницкая.
Роу пригласил актёров, с которыми работал прежде: Георгия Милляра, Льва Потёмкина и Александра Жукова. Роль Иванушки досталась популярному артисту Петру Алейникову.
Марина Ковалёва, исполнившая роль Зари-Заряницы, совмещала съёмки с учёбой в школе. Её семья переехала в Ялту, где находилась киностудия «Союздетфильм», снимавшая картину.
Различные сцены снимали в Крыму: разбойничий стан — в Верхней Ореанде, царские декорации — на ялтинском стадионе. Для морских эпизодов использовали единственный в стране павильон для подводных съёмок.
Технологические новации
Цветная съёмка велась по технологии «бипак», основанной на совмещении двух плёнок с разной цветовой гаммой. Чтобы добиться естественных оттенков, изображение дополнительно тонировали.
Для разных локаций использовали особые цветовые решения. Уникальная эстетика позволила режиссёру воплотить смелые художественные замыслы.
«Роу позволил себе больше фантастики, чем в предыдущих работах: морское царство, полёты. Однако ключевые элементы сказки — юмор, волшебные атрибуты и путешествие героя — остались нетронутыми», — рассказала Нина Спутницкая.
Спецэффекты создавали вручную: художники дорисовывали их прямо на плёнке, что в цветном формате делалось впервые.
Некоторые сцены требовали реальных съёмок с риском. Например, дублёр Алейникова прыгал в штормовое море у скалы Авазовского.
Работа над лентой завершилась в мае 1941 года, и зрители увидели её уже после начала войны.
В прокате и в памяти
Фильм демонстрировали вместе с военной хроникой.
«Иванушка — народный герой, чьи качества — смелость и находчивость — оказались особенно актуальны в те дни. Цветная версия вышла в московских кинотеатрах», — отметила Нина Спутницкая.
Роу хотел отправиться на фронт, но остался снимать кино. Его следующая сказка, «Кащей Бессмертный», должна была поддержать дух зрителей.
В 1961 году картина получила диплом на фестивале в Бергамо, а в 1981 — золотую медаль в Киото.
Позже вышли другие экранизации, включая мультфильм Иванова-Вано и игровую версию Олега Погодина.
В 2025 году Госфильмофонд анонсировал реставрацию ленты. Оригинальные негативы планируют восстановить с применением современных технологий, сохранив при этом аутентичность.
«Сегодня эта картина воспринимается и как исторический документ, и как художественное явление, поражающее зрителей своей магией», — подвела итог Нина Спутницкая.