14 июля в Москве ушёл из жизни кинорежиссёр, народный артист России Александр Митта. На момент смерти ему было 92 года. О кончине мастера сообщил его сын Евгений. В числе самых известных работ постановщика — «Экипаж», «Сказка странствий», «Гори, гори, моя звезда». Кинолента «Звонят, откройте дверь» принесла режиссёру главную награду Венецианского кинофестиваля — «Золотого льва святого Марка». Коллеги покойного поделились своими воспоминаниями о нём.
Народный артист России Александр Митта скончался 14 июля в возрасте 92 лет. Информацию подтвердил его сын, художник и режиссёр Евгений Митта, опубликовав соответствующее сообщение в социальных сетях. «Мой любимый отец покинул нас сегодня. Любим, скорбим», — приводит его слова информагентство.
По данным СМИ, причиной смерти стало онкологическое заболевание. В последние недели жизни режиссёр получал паллиативную помощь.
Известные деятели киноиндустрии рассказали о своём восприятии личности и творчества Митты. Так, народный артист России Карен Шахназаров отметил значительный вклад покойного в формирование советского кинематографа.
«Александр Митта принадлежал к числу самых ярких представителей советской киношколы. Подлинный мастер своего дела. Он создал множество выдающихся картин. «Гори, гори, моя звезда», «Звонят, откройте дверь» — это прекрасное кино. И конечно, «Экипаж», — сказал Шахназаров.
«Хочу выразить соболезнования его родным, близким и всем российским зрителям, которые до сих пор смотрят фильмы Александра Наумовича», — добавил режиссёр.
Президент Гильдии кинорежиссёров России Николай Лебедев охарактеризовал уход Александра Митты как огромную утрату для отечественного кинематографа.
«Митта — режиссёр уникальный. Он с лёгкостью переходил от одного жанра к другому, каждый раз демонстрируя глубину мысли и яркую авторскую индивидуальность. Я искренне восхищаюсь его работами. Они стали для меня школой мастерства», — признался Лебедев.
Он описал Митту как человека необычайно мудрого, но при этом сохранившего детскую непосредственность.
«Это был истинный художник. Наша потеря невосполнима. Мы часто общались. Именно он благословил меня на создание нового «Экипажа»… Он знал, как я ценю его работу. Для меня он был настоящим учителем. Посещение его лекций во многом определило моё творчество, в том числе картину «Легенда №17». Он действительно был особенным», — подчеркнул Николай Лебедев.
По словам Лебедева, Александр Митта не получил заслуженного признания при жизни, однако «настоящая оценка ещё впереди».
«Верю, что ситуация изменится. Фильмы Митты останутся в вечности…» — заключил режиссёр.
Путь в кинематографе
Своими воспоминаниями о режиссёре поделилась сценарист Зоя Кудря, работавшая с ним над сериалом «Граница: Таёжный роман». В прошлом она возглавляла мастерскую во ВГИКе и преподавала в киношколе Митты.
«Мы понимали друг друга с полуслова. Впервые встретила режиссёра, который так увлечённо занимался созданием сюжетов — его идеи часто поражали меня. Он мог трудиться без перерывов», — рассказала Кудря.
Сценаристка подчеркнула, что для Митты было принципиально важным личное участие в разработке материала для своих фильмов.
«Он работал исключительно с теми сценариями, которые создавал сам или в соавторстве — чужие тексты его не интересовали. Сначала он пропускал историю через себя, полностью переосмысляя её», — отметила она.
От архитектуры к киноискусству
Александр Митта (настоящая фамилия — Рабинович) появился на свет в Москве 28 марта 1933 года в семье инженера. Получив школьное образование, он поступил в Московский инженерно-строительный институт им. Куйбышева (ныне — НИУ МГСУ), где среди его преподавателей был знаменитый архитектор Константин Мельников. Однако после выпуска в 1955 году молодой человек осознал, что не хочет связывать жизнь с профессией архитектора.
Увлечение карикатурой привело Митту в издания «Огонёк» и «Крокодил» — именно там ему посоветовали взять творческий псевдоним. Позже он показал свои работы режиссёру и педагогу ВГИКа Михаилу Ромму. Поскольку приёмная кампания уже завершилась, Митта пришёл к мэтру домой. Ромм поддержал его начинание и написал рекомендательное письмо, что позволило молодому человеку стать студентом института.
В одной мастерской с Миттой учились Андрей Тарковский, Евгений Шерстобитов и Василий Шукшин. Все они окончили ВГИК в 1960 году. Помимо кинематографа, Александр Митта занимался литературной деятельностью — в начале 1960-х вышли его детские книги «Добрый ослик» и «Витя в тигровой шкуре».
Де бютная картина молодого режиссёра «Друг мой, Колька!..» стала новаторской для своей эпохи: через призму детских взаимоотношений в ней раскрывались актуальные социальные проблемы. В дальнейшем Митта нередко выступал первооткрывателем, смело ломая сложившиеся стереотипы.
Фильм «Звонят, откройте дверь» был представлен на Венецианском кинофестивале, где удостоился высшей награды — «Золотого льва святого Марка».
В числе других значимых работ режиссёра — трагикомедия «Гори, гори, моя звезда», исторический мюзикл «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» и фэнтези «Сказка странствий». Особое место в его творчестве занял первый советский фильм-катастрофа «Экипаж» (1979) с Георгием Жжёновым, Леонидом Филатовым и Александрой Яковлевой в главных ролях. В картинах Митты также снимались Владимир Высоцкий, Олег Ефремов, Алексей Петренко, Елена Проклова и Олег Табаков.
В середине 1970-х Митта совместно с Кэндзи Ёсидой работал над советско-японской лентой «Москва, любовь моя», а в 1991 году выпустил советско-британский фильм «Затерянный в Сибири», номинированный на «Золотой глобус».
Широкую популярность среди зрителей снискал и сериал «Граница: Таёжный роман», вышедший на экраны в 2000 году.
«Когда он прислал мне наброски сценария «Границы», я попросила: «Саша, только не звони и не приходи». И за три недели написала текст. Он не внёс ни одной правки — снимал точно по сценарию… Его абсолютное доверие стало для меня самой важной оценкой», — вспоминала Зоя Кудря.
Кроме режиссуры, Александр Митта в 1990-е годы преподавал за границей и возглавлял собственную киношколу в Москве. В 1999 году увидела свет его книга «Кино между адом и раем. Кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому…».
Заслуги кинематографиста были отмечены премией Ленинского комсомола и Государственной премией РФ. Он носил звание народного артиста России, состоял в Союзе кинематографистов, являлся почётным членом Российской академии художеств и входил в президиум Российской академии кинематографических искусств.
Александр Митта был награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней.