
Занятия музыкой оказывают существенное положительное влияние на психологическое состояние и качество жизни молодых людей. Такой вывод сделали специалисты Университета Эдит Коуэн после анализа трех десятков научных публикаций, посвященных влиянию музыкального образования. Результаты исследования размещены в журнале Research Studies in Music Education.
Эксперты подчеркивают: в отличие от пассивного восприятия звуков, именно активная вовлеченность — освоение инструментов, сочинение музыки, выступления в коллективах — приводит к долгосрочному позитивному воздействию. У подростков, занимающихся исполнительским искусством, наблюдается рост уверенности в себе, повышается стрессоустойчивость и академическая успеваемость. Музыкальная деятельность также помогает налаживанию социальных контактов и укреплению чувства общности.
Ключевое значение, по мнению ученых, имеет создание поддерживающей и комфортной творческой среды во время уроков музыки. Именно такие условия позволяют раскрыться потенциалу, развить упорство и сформировать здоровую самооценку.
Исследователи рекомендуют учебным заведениям переосмыслить место музыки в образовательном процессе. Музыкальное воспитание, убеждены они, должно считаться не дополнительной, а обязательной составляющей детского развития, равноценной физическому воспитанию и программам социальной адаптации.
Предыдущие научные работы уже демонстрировали, что музыкальные произведения могут не просто поднимать эмоциональный фон, но и укреплять когнитивные функции — настолько эффективно, что их используют при коррекции возрастных когнитивных расстройств.