Министр промышленности и торговли России Антон Алиханов сообщил, что создание национального высокоскоростного электропоезда приближается к завершению. По его словам, возведение производственных объектов для выпуска таких составов осуществляется без отставания от плана. Ранее поступала информация, что сооружение скоростной железной дороги, соединяющей столицу и северную столицу, стартует в 2025 году. Специалисты подчёркивают, что отечественные предприятия обладают всеми нужными технологиями для выполнения данного масштабного проекта.
На финальной стадии находится процесс проектирования российского скоростного поезда, заявил министр промышленности и торговли Антон Алиханов во время выступления перед членами Совета Федерации.
«По указанию Владимира Владимировича Путина в сфере железнодорожного машиностроения мы закрываем последнюю свободную нишу – производство составов для высокоскоростного движения. Предприятию «Уральские локомотивы» оказана поддержка через кластерную инвестиционную платформу. Строительство производственных мощностей идёт согласно графику. Завершается разработка конструкции поезда, одновременно готовятся к тестированию опытные модели ключевых элементов: двигателя, тележки и кузова», – пояснил министр.
Как уточняется в официальных источниках, объекты для производства скоростных поездов должны быть введены в эксплуатацию к концу 2026 года. В этот же период начнётся сборка первого состава, а к 2028 году производители рассчитывают получить необходимые сертификаты.
Летом прошлого года публике был представлен макет головного вагона будущего поезда на специализированной транспортной выставке. Руководитель РЖД Олег Белозёров отметил, что все основные компоненты и системы будут производиться российскими компаниями. На тот момент к работе над проектом было привлечено свыше ста отечественных промышленных предприятий.
Поезд создаётся для первой в стране высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. Согласно техническим характеристикам, максимальная скорость составит 400 км/ч. Также сообщается, что состав будет оснащён цифровой системой управления и функцией автопилота.
Стандартная комплектация поезда включает восемь вагонов общей вместимостью до 454 пассажиров, однако предусмотрена возможность эксплуатации сдвоенного состава из 16 вагонов.
Пассажирам предложат четыре класса обслуживания: первый, бизнес, комфорт и стандарт. Производители гарантируют внедрение современных систем безопасности, в том числе с применением биометрических технологий.
Дорога до Твери за 39 минут
Согласно заявлению министра транспорта Романа Старовойта, сооружение высокоскоростной трассы Москва – Петербург начнётся в середине 2025 года. Протяжённость линии составит 679 километров. Время в пути между двумя городами сократится до 2 часов 15 минут против нынешних 4 часов на «Сапсанах».
«Интервалы движения составов составят 15-20 минут. До Твери можно будет добраться за 39 минут, а до Санкт-Петербурга – примерно за 2 часа 15 минут», – приводит слова заместителя мэра Москвы Максима Ликсутова официальный источник.
Московские терминалы ВСМ войдут в состав модернизированных городских вокзалов. В черте города предусмотрено четыре остановочных пункта новой магистрали.
В Петербурге инфраструктуру интегрируют с историческими зданиями Кокоревских складов возле Московского вокзала. Эти сооружения XIX века, имеющие статус объектов культурного наследия, будут сохранены и реконструированы.
«Проектные решения адаптированы для максимального сохранения конструктивной и архитектурной целостности Кокоревских складов при включении их в комплекс терминала на Лиговском проспекте», – пояснил вице-губернатор Петербурга Владимир Омельницкий.
Таким образом, исторические здания обретут новую функцию, став органичной частью транспортного узла.
Перспективы развития сети
Параллельно с реализацией проекта первой линии рассматриваются варианты строительства аналогичных магистралей в других направлениях. Среди перспективных маршрутов называются трассы Москва – Казань – Екатеринбург и Москва – Адлер. Также обсуждается создание международной линии, которая соединит Россию и Белоруссию, потенциально с продлением до Бреста.
Эксперты предполагают, что после завершения строительства линии Москва – Петербург приоритетом станет восточное направление.
«Перспективный маршрут на восток до Урала часто недооценивают, аргументируя это недостаточным пассажиропотоком. Однако опыт других стран показывает востребованность таких магистралей для поездок между соседними крупными городами», – отметил представитель аналитического центра.
Профессор Иван Петров подчеркнул, что российская промышленность обладает необходимым потенциалом для реализации проекта, не исключая возможности использования отдельных китайских технологических решений.
«Создаётся новая отрасль, включающая технологии строительства путей, производства подвижного состава и цифровых систем управления. Наиболее сложными элементами являются программное обеспечение для управления и компоненты, работающие под высокой нагрузкой», – заключил специалист.