Поделиться
Рубрика: Экономика

Золотая стратегия: как Россия восполнила почти все замороженные на Западе активы

Объем золотых запасов Российской Федерации впервые превысил 400 миллиардов долларов. При этом доля драгоценного металла в государственных накоплениях достигла исторического максимума с 1995 года, превысив 48%. Специалисты связывают это с рекордным ростом стоимости актива на международном рынке. В условиях геополитической неопределенности инвесторы и центральные банки различных государств активно приобретают золото для более надежного сохранения средств, что способствует ажиотажному росту его стоимости. Кроме того, значительный рост цен на драгметалл уже позволил России компенсировать практически все замороженные западными странами активы. Золотая стратегия: как Россия восполнила почти все замороженные на Западе активы

Объем золотовалютных резервов (ЗВР) России достиг максимального уровня за всю историю. Такой вывод следует из опубликованных 6 февраля материалов Центрального банка.

Согласно оценке регулятора, по итогам января 2026 года общая сумма финансовых запасов страны составила рекордные 833,6 миллиарда долларов. Денежные сбережения составили около 430,9 миллиарда долларов, а стоимость монетарного золота в хранилищах превысила 402,7 миллиарда долларов.

Примечательно, что на долю драгоценного металла сейчас приходится 48,3% всех государственных накоплений. Подобное соотношение в последний раз наблюдалось в январе 1995 года, однако в то время объем российских ЗВР едва превышал 4,6 миллиарда долларов, а стоимость золота в них оценивалась примерно в 2,5 миллиарда долларов.

«Рекордный рост российских резервов в последние месяцы напрямую связан с динамикой мировых цен на золото. Физические объемы драгметалла в структуре наших ЗВР меняются умеренно, тогда как его стоимостная доля растет вслед за повышением стоимости унции на мировых рынках», — заявил глава департамента поддержки клиентов и продаж «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман.

Только за последний год цена золота на Нью-Йоркской товарной бирже (Comex) выросла более чем на 70% и сейчас колеблется около отметки 5 тысяч долларов за тройскую унцию. При этом в конце января котировки временно превысили уровень 5,6 тысяч долларов, что ранее не наблюдалось.

Наблюдаемая тенденция связана с резко возросшим спросом на драгметалл в мире, утверждают эксперты. Золото традиционно считается защитным инструментом в условиях рисков. В условиях усиления политической или экономической неопределенности участники глобального финансового рынка массово приобретают этот актив как один из наиболее надежных способов сохранения капитала.

«Рост цен на золото отражает общую тревожность мировой экономики. Драгметалл активно скупают, поскольку он воспринимается как последняя инстанция доверия. Инфляционные риски сохраняются, геополитическая обстановка остается напряженной, поэтому интерес к золоту закономерно высок. Пока мир находится в режиме неопределенности, металл будет оставаться в центре внимания», — отметил председатель правления АО «Национальный банк сбережений» Алексей Кузьмин.

Переломный момент

Примечательно, что золото на мировом рынке почти непрерывно дорожает начиная с 2020 года, а за это время стоимость актива увеличилась более чем втрое. Одной из основных причин такой динамики, по мнению экспертов, является растущий интерес центробанков разных стран к драгоценному металлу.

По словам аналитиков, изначально регуляторы начали активно вкладывать средства в золото для защиты своих резервов от инфляции на фоне последствий пандемии коронавируса. Однако объем покупок драгметалла со стороны многих центральных банков резко вырос в 2022 году, после того как Запад заблокировал часть российских ЗВР.

«Заморозка наших активов стала переломным моментом для многих центробанков: начиная с 2022 года мировые ЦБ ежегодно приобретают в резервы более 1 тыс. тонн золота (в три раза больше, чем за предыдущие десять лет), причем особенно активны Китай, Индия, Польша, Турция и Казахстан. Физическое золото на территории страны невозможно заморозить санкциями, в отличие от валютных активов за рубежом, поэтому доля стран, хранящих резервы дома, сегодня уверенно растет», — сообщил основатель «Школы практического инвестирования» Фёдор Сидоров.

Любопытно, что вместе с рекордным ростом цен на золото наблюдается заметное снижение стоимости доллара. За последний год его индекс (DXY) к корзине других резервных валют упал более чем на 9% и сейчас составляет около 97,7 пункта. При этом в конце января показатель временно опустился до 95,55 пункта — минимального значения за последние четыре года.

Как ранее отметил в интервью замглава Минфина России Алексей Моисеев, наблюдаемое ослабление доллара и рекордный рост цен на золото — это «прямая взаимосвязь». По словам замминистра, основанная на американской валюте глобальная финансовая система, созданная Бреттон-Вудскими соглашениями после Второй мировой войны, больше не отражает современные реалии, поэтому в мире наблюдается рост спроса на драгоценный металл.

«Бреттон-Вудские соглашения были построены вокруг доллара как мировой резервной валюты, и отход от этой системы, очевидно, ставит перед всеми участниками мировой экономики вопрос: если не доллар, то что? У меня нет других ответов, кроме того, что это золото. И думаю, у многих, кто сейчас поднимает цену на золото, покупая его, такая же позиция», — добавил собеседник.

По данным аналитического портала The Kobeissi Letter, если еще в 2016 году примерно 58% мировых золотовалютных резервов хранилось в долларах, то к настоящему моменту этот показатель упал до 40% — самого низкого уровня за последние 20 лет. За это время доля золота выросла с 16 до 28% — максимальной отметки с начала 1990-х, и теперь драгметалл составляет большую часть глобальных ЗВР, чем евро, иена и фунт стерлингов, взятые вместе.

Несмотря на небольшую корректировку мировых цен на золото после январского рекорда, эксперты уверены, что драгметалл продолжит дорожать. Например, аналитик «Цифра брокер» Егор Зиновьев прогнозирует повышение котировок до 6,3 тысяч долларов за тройскую унцию, а основатель финтех-платформы SharesPro Денис Астафьев — до 7,1 тысячи долларов в текущем году. При этом некоторые специалисты не исключают, что в долгосрочной перспективе котировки могут увеличиться еще в несколько раз, рассказал Алексей Моисеев.

«Наблюдаемый рост цен — это еще не предел… Прогнозы различны. Я встречался с рядом российских ученых, которые говорили, что золото будет стоить 35 тысяч долларов за унцию. Не знаю, будет или не будет и когда… Но совершенно очевидно, что по мере уменьшения роли резервных валют, а конкретно доллара (про фунт и другие мы уже и не говорим), люди все больше будут фокусироваться на золоте», — добавил замминистра.

Долгосрочная стратегия

Интересно, что Россия начала увеличивать долю золота в своих ЗВР еще до 2022 года. Так, буквально за несколько лет до начала спецоперации на Украине Центральный банк РФ вывел значительный объем денег из западных активов, в основном американских, и начал перекладывать средства в драгметалл и юани. Тем не менее к концу 2021 года часть российских ЗВР примерно на 280 миллиардов долларов все еще хранилась в активах стран ЕС и G7 и с началом СВО была заблокирована.

«Банк России последовательно с 2014 года проводил политику наращивания и диверсификации международных резервов, чтобы иметь, по сути, две подушки безопасности: на случай реализации финансовых рисков, когда высока потребность финансового рынка в долларах США и евро, и на случай геополитического кризиса, когда может быть ограничен доступ России к большинству резервных валют. И сейчас, после заморозки западными странами резервов в своих валютах, Россия продолжает иметь достаточный объем резервов в золоте и юанях», — отметила глава ЦБ Эльвира Набиуллина весной 2022 года.

Между тем после введенных Западом санкций и частичной блокировки резервов российские власти полностью пересмотрели структуру ЗВР. Теперь стратегический запас страны состоит только из рублей, юаней и золота. По словам Егора Зиновьева, это решение стало вынужденным, но стратегически верным, поскольку позволило обезопасить государственные накопления от юрисдикционных рисков недружественных стран.

«Использование юаня обосновано тем, что Китай является ключевым торговым партнером России, а доля расчетов в национальных валютах между странами к началу 2026 года превысила 99%. Золото же выбрано как актив, не подверженный политическому давлению и рискам заморозки. Такая структура резервов обеспечивает высокую устойчивость бюджетной системы к внешним шокам и поддерживает независимость финансовой инфраструктуры», — пояснил собеседник.

При этом стоит отметить, что в ответ на блокировку части своих резервов Западом Москва запретила иностранцам продавать российские ценные бумаги, а также выводить средства из финансовой системы страны. В результате на территории РФ оказались заморожены деньги инвесторов и компаний из недружественных государств на те же 280 миллиардов долларов.

Более того, стремительный рост цен на золото за последние несколько лет помог России почти полностью восполнить потерю той части резервов, которую заблокировал Запад. Так, по данным ЦБ, если с начала 2022 года физический объем драгметалла в хранилищах регулятора почти не изменился и по-прежнему составляет около 2,3 тыс. т, то его стоимость за прошедший период увеличилась почти на 270 миллиардов долларов. Таким образом, лишь благодаря повышению мировых цен РФ компенсировала 96% замороженных активов.

«Для российской экономики это означает повышение устойчивости международных резервов, снижение их уязвимости к санкционным рискам и укрепление доверия к финансовой системе. Существенная доля золота в ЗВР формирует дополнительный защитный контур, снижая зависимость от валют недружественных стран и обеспечивая более стабильную структуру резервов в условиях высокой внешней неопределенности», — заключил Александр Шнейдерман.