Поделиться
Рубрика: Культура

«Я в одночасье делаю всё»: Светлане Дружининой — 90

16 декабря народной артистке России, актрисе и режиссёру Светлане Дружининой исполняется девяносто лет. Её творческий путь начался с балетного искусства, где она училась вместе с Марисом Лиепой и Наталией Касаткиной, после чего актриса обрела известность благодаря ролям в картинах «Дело было в Пенькове» и «Девчата», а позднее переключилась на режиссуру. Среди значимых работ — «Сватовство гусара» и «Принцесса цирка», а также масштабные исторические проекты: киноповесть о гардемаринах и многосерийный фильм «Тайны дворцовых переворотов». Сегодня Светлана Сергеевна продолжает активную деятельность в киноиндустрии, занимает руководящие позиции в профессиональных сообществах и возглавляет Всероссийский фестиваль картин на историческую тематику.

«Я принимаю решения мгновенно»: 90-летие Светланы Дружининой

Светлана Сергеевна Дружинина появилась на свет в столице 16 декабря 1935 года. Её мать, имевшая донско-казачье происхождение, трудилась в Наркомате земледелия, затем стала воспитателем в детском саду. Отец, родившийся в семье священнослужителя, работал шофёром. Семья проживала в Москве.

Отец Светланы, Сергей Дружинин, погиб в годы Великой Отечественной. Будущая артистка с матерью находились в эвакуации — сначала в Арчеде, затем их переправили в более отдалённые регионы.

После возвращения в столицу юная Дружинина поступила в цирковое училище. Изначально мать поддерживала её увлечение, однако, узнав, что работа в цирке может лишить дочь аттестата и перспектив получения иной профессии, настояла на прекращении занятий.

Знаковой стала встреча девушки в лагере с Юлией Шамиргон — родственницей приёмной дочери Айседоры Дункан, занимавшейся балетом при Большом театре. Это знакомство подтолкнуло Светлану к попытке поступить в хореографическое училище.

В первый раз её сочли слишком взрослой для ГАБТа, однако год спустя она была зачислена как одна из одарённых воспитанниц школы при Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. Среди её сокурсников значились будущие звёзды балета — Марис Лиепа и Наталия Касаткина.

Травма руки, полученная на репетиции, поставила крест на балетной карьере. Дружининой доверили ведение выпускного концерта, где она должна была танцевать.

Трансляцию мероприятия увидел режиссёр Самсон Самсонов, которому срочно требовалась замена для актрисы Елены Добронравовой в киноленте «За витриной универмага».

Светлане досталась роль продавщицы Сони Божко. Эта работа пробудила в ней интерес к кинематографу как области реализации творческого потенциала. В 1955 году она стала студенткой актёрского факультета ВГИКа.

Участие в фильме «Дело было в Пенькове» на втором курсе привело к отчислению — студентам запрещалось сниматься. Однако успех картины с Вячеславом Тихоновым и Майей Менглет способствовал её восстановлению.

Ещё одним знаковым проектом с её участием стала легендарная кинокомедия «Девчата».

Со временем Дружинину сильнее увлекла режиссура, и она вновь вернулась во ВГИК для получения новой специальности.

«Моя актёрская карьера началась внезапно — так же стремительно я переключилась на режиссуру. Бросила курить за день. Обычно я принимаю решения мгновенно», — позже вспоминала она.

После выпуска в 1969 году её приняли на «Мосфильм». Дебютной полнометражной работой стала экранизация романа Вениамина Каверина «Исполнение желаний» (1973), где оператором выступил её супруг Анатолий Мукасей, а одну из центральных ролей исполнил именитый Иннокентий Смоктуновский, позже снимавшийся у неё в картинах о гардемаринах.

В конце 1970-х — начале 1980-х Дружинина обратилась к жанру музыкального кино, создав такие ленты, как «Сватовство гусара», «Солнце, снова солнце», «Принцесса цирка» и «Дульсинея Тобосская».

Широкую известность ей принесли картины о российских морских офицерах XVIII века — гардемаринах. Премьера первой части саги «Гардемарины, вперёд!» в 1987 году сделала звёздами Сергея Жигунова, Дмитрия Харатьяна и Владимира Шевелькова. Впоследствии франшиза пополнилась четырьмя фильмами, последний из которых вышел в текущем году.

Другим масштабным проектом стал исторический телесериал «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII», задуманный как «оживший учебник истории». Съёмки циклa стартовали в 2000 году и к настоящему времени включают восемь многосерийных картин.

На счету Дружининой — 15 актёрских ролей и около двух десятков режиссёрских работ. Ей довелось сотрудничать с выдающимися мастерами экрана и открывать новые таланты.

Роль Анфисы в «Девчатах»

В знаменитой комедии Юрия Чулюкина Дружинина воплотила образ красавицы Анфисы. Интересно, что во время производства худсовет предлагал заменить актрису, полагая, что её персонаж затмевает главную героиню. Однако коллеги отстояли Светлану, и эпизоды остались без изменений.

Участие в «Деле было в Пенькове»

В драме Станислава Ростоцкого артистка сыграла дочь председателя колхоза и супругу персонажа Вячеслава Тихонова. Эту работу она считает одной из важнейших, называя режиссёра своим «кинематографическим наставником».

«Принцесса цирка» и необычный выбор актёра

Для главной мужской роли в экранизации оперетты Кальмана Дружинина пригласила Игоря Кеблушека — выпускника МГИМО и сына дипломата из Чехословакии. Несмотря на рискованность такого решения, чиновники дали согласие. Отец актёра поддержал сына, сравнив профессию дипломата с актёрским мастерством.

Финальная часть саги о гардемаринах

Заключительный фильм цикла, посвящённый событиям Русско-турецкой войны, вышел в 2023 году. В нём вновь снялись Дмитрий Харатьян, Ольга Машная, Александр Домогаров и другие актёры, участвовавшие в проекте на разных этапах.

Исторический цикл о XVIII веке

Проект охватывает сложный период российской истории после смерти Петра I, включая правление Екатерины I, Петра II и Анны Иоанновны. Восемь серий призваны донести до зрителей важность познания национального прошлого.

Семейная история и творческий союз

С Анатолием Мукасеем Дружинина познакомилась благодаря общему увлечению волейболом. Их первая встреча произошла, когда Анатолий, разглядев актрису на экране в фильме «За витриной универмага», в шутку пообещал матери на ней жениться.

Будущий оператор учился в школе, когда родители-разведчики временно вернулись из зарубежной командировки. Сестра Мукасея Элла представила его Светлане — капитану вузовской сборной по волейболу. Позже Анатолий стал студентом операторского факультета и капитаном мужской команды, что породило шутливое прозвище «два капитана».

Эта история повторилась с их сыном Михаилом, который женился на волейболистке Екатерине Гамовой — факт, ставший неожиданностью для Дружининой и Мукасея.

Становление режиссёра и кинонаследие

Профессия родителей супруга (разведчиков-нелегалов) временно ограничила возможности Дружининой выезжать за границу для участия в кинофестивалях.

Ещё во время актёрской учёбы она загорелась идеей режиссуры, посещая занятия Михаила Ромма, Григория Козинцева и других мастеров. Однако о своих планах она сообщила только мужу, решив сначала отработать три года актрисой.

Светлана Дружинина — кавалер орденов Почёта, Дружбы и «За заслуги в культуре и искусстве». Она состоит в руководящих органах Союза кинематографистов, Национальной академии кинематографических наук и возглавляет фестиваль исторического кино.

Анатолий Мукасей стал оператором большинства её картин, включая полюбившиеся зрителям «Большую перемену» Алексея Коренева, «Чучело» Ролана Быкова и «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова. Их сын Михаил работает оператором и продюсером, а внук Даниил продолжает семейную традицию в качестве монтажёра.