Знаменитые произведения искусства XX века, оценённые в миллионы
8 декабря во всём мире чествуют творцов визуальных искусств. В честь этого события мы подготовили обзор самых известных и дорогостоящих работ, созданных в минувшем столетии. Многие из этих объектов вызывают недоумение у зрителей, но продолжают бить рекорды на мировых аукционах. Яркий пример – картина «Калифорния» Ива Кляйна, представляющая собой синий холст размером 2×4 метра, проданная за €18,4 млн. Специалисты отмечают, что подобные цены обычно устанавливаются для знаковых арт-объектов, где ключевую роль играют узнаваемость автора и рыночный спрос, что делает невозможным определение объективной стоимости современных арт-работ.
Ив Кляйн «Калифорния»
Один из самых дорогих холстов XX века — «Калифорния» (1961) французского мастера Ива Кляйна. Монументальное полотно 2×4 м покрыто уникальным синим оттенком International Klein Blue (IKB 71), патент на который художник оформил в 1960 году.
В ноябре 2025 года парижское отделение Christie’s реализовало эту работу за рекордные для автора €18,4 млн. Стоимость обусловлена ролью Кляйна как одного из главных новаторов европейского искусства послевоенного периода. Его эксперименты с материалами и цветом трансформировали визуальный язык современной живописи, объяснила искусствовед Лариса Удовиченко, программный директор ярмарки «Арт Россия».
«Для Кляйна синий был глубже простого пигмента. Он считал его метафизическим мостом к бесконечности, существующим вне измерений, в отличие от других цветов. Картина символизирует переломный момент — открытие калифорнийской арт-сцены и новый этап в карьере художника. Однако «Калифорния» — не просто географический ориентир, а место слияния моря, неба и света в единое целое», — подчеркнула эксперт.
Арт-продюсер Ева Габулова обратила внимание, что Кляйн прославился перформансами, ставшими феноменом не только в художественной, но и философской среде.
«Это автор, продававший пустоту, превращая в искусство жест и концепцию. Его жизнь сама становилась арт-объектом, поэтому любую работу невозможно считать профанацией. Это всегда вызов — не ради хайпа, а как радикальное художественное высказывание, неотделимое от личности создателя», — отметила Габулова.
Дэмьен Хёрст «Физическая невозможность смерти в сознании живущего»
Знаковым объектом современного искусства стала инсталляция британца Дэмьена Хёрста «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». Композиция состоит из заспиртованной в формальдегиде тигровой акулы, помещённой в прозрачный контейнер. Работа 1991 года открыла серию «Естественная история» и первоначально была продана за £50 тыс. В 2005 году инвестор Стив Коэн приобрёл её уже за $12 млн.
Интересно, что первоначальный экспонат пришлось заменить из-за порчи — новую акулу выбрали крупнее и дороже прежней.
«Неподвижная акула не вызывает непосредственного страха. Это символ, отсылающий к абстрактным понятиям ужаса и эстетики одновременно», — пояснила Габулова, назвав работу эталонным примером постмодернизма.
Феликс Гонсалес-Торрес — «Без названия (Америка №3)»
Световая инсталляция американского автора Феликса Гонсалеса-Торреса «Без названия (Америка №3)» (1990) представляет собой гирлянду лампочек, конфигурацию которой можно менять. В 2024 году эта работа ушла с молотка Christie’s за $13,6 млн.
«Гонсалес-Торрес исследует философские и социальные темы: перепроизводство, взаимоотношения зрителя и объекта наблюдения. Сложные идеи он передаёт через лаконичные инсталляции», — прокомментировала Габулова.
Высокие цены на его произведения Габулова связывает с рыночным феноменом: любая вещь, созданная признанным мастером, автоматически обретает статус шедевра. Это отражает тенденцию к гиперболизации значимости имени художника в современном арт-мире.
«Ситуация напоминает премиальные бренды: раскрученный лейбл превращает обычный предмет в дорогостоящий аксессуар. Люди платят не за суть, а за ауру имени», — добавила эксперт.
Энди Уорхол «Смерть и катастрофы»
Цикл «Смерть и катастрофы» Энди Уорхола отличается от его знаменитых поп-арт работ. Однако именно эти произведения высоко котируются коллекционерами. Серия, завершённая в 1963 году, основана на газетных фотографиях аварий и преступлений. Работа «Серебряная автокатастрофа» была продана в 2013 году за $105,4 млн, а «Белая автокатастрофа» (2022) — за $85,4 млн. На последней изображено 19 идентичных чёрно-белых кадров разбитого автомобиля.
«Смысл строится вокруг темы повторяемости — как в сериях с Мэрилин Монро. Смерть здесь тоже тиражируется. Уорхол визуализирует цикличность бытия: рождение неизбежно ведёт к смерти», — пояснила Габулова.
Джефф Кунс «Кролик»
Стальная скульптура Джеффа Кунса «Кролик» (1984), несмотря на массивный материал, кажется невесомой благодаря зеркальной полировке. В 2019 году Christie’s продал её за $91,1 млн. Столь высокая цена объясняется статусом автора — одного из самых успешных американских художников.
Искусствовед Марина Альвитр отметила, что работа Кунса ознаменовала поворот в искусстве: «В эпоху минимализма, фокусирующегося на сути форм, он взял садовую фигурку — образец китча — и создал минималистический объект».
«Соединение «низкой» культуры с высокой философией минимализма делает творчество Кунса уникальным», — подчеркнула Альвитр.
Жан-Мишель Баския Untitled, El Gran Espectaculo (The Nile)
Жан-Мишель Баския, ушедший из жизни в 27 лет (1988), остаётся одним из самых дорогих современных художников. В 2017 году его работа Untitled (1982) была продана на Sotheby’s за $110,5 млн. Монументальное полотно El Gran Espectaculo (The Nile) (1983) размером 172,5×358 см в 2023 году ушло за $67,1 млн.
Пик стоимости приходится на 1980-е, когда Баския выработал узнаваемый стиль, сочетающий граффити, примитивизм и экспрессионизм.
По словам Габуловой, карьера художника получила импульс благодаря поддержке Энди Уорхола. «Чёрный самоучка, работавший в эстетике уличного искусства в период актуальности расовых тем, он создал уникальный визуальный язык», — отметила эксперт.
Маурицио Каттелан «Комедиант»
Провокационная работа итальянца Маурицио Каттелана «Комедиант» (2019) — банан, приклеенный к стене скотчем. В 2024 году одна из версий инсталляции была продана на Sotheby’s за $6,2 млн. Покупатель приобрёл не плод, а сертификат подлинности и право воспроизводить объект.
Альвитр назвала работу Каттелана спорной, но значимой: «Важна не материальность, а идея, сертификация и внимание к бренду художника. Это предвестник NFT, где ценность определяет концепция, а не физический носитель».
Трейси Эмин «Моя кровать»
Инсталляция британской художницы Трейси Эмин «Моя кровать» (1998) — воссоздание её спальни после депрессии, вызванной расставанием. Экспозиция включала неубранную постель, пустые бутылки, окурки и мусор. Представленная в 1999 году на выставке премии Тёрнера, работа вызвала полярные оценки. В 2014 году Christie’s продал её за $4,3 млн.
«Инсталляция демонстрирует ценность обыденных предметов в художественном контексте. Именно документальность момента делает её поразительной», — отметила Удовиченко.
Особенности ценообразования
Формирование стоимости современных арт-объектов остается сложным процессом. Вопреки ожиданиям, материалы и техника исполнения играют второстепенную роль.
«На цену влияет мода, личные предпочтения, желание соответствовать трендам или войти в элитарный круг. Нет объективных причин, почему тот же Баския стоит миллионы», — поделилась мнением искусствовед Елизавета Лихачёва.
Эксперт подчеркнула, что ключевыми факторами остаются популярность автора и рыночный спрос, а попытки установить объективную стоимость обречены на провал.
