Поделиться
Рубрика: Культура

«Каждый прыжок сопровождался крещендо аплодисментов»: 100 лет со дня рождения Майи Плисецкой


20 ноября: столетие легендарной балерины Майи Плисецкой

В этот день исполняется 100 лет со дня рождения народной артистки СССР Майи Плисецкой. Артистка блистала на сцене Большого театра и международных площадок, создав незабываемые образы Кармен и Умирающего лебедя. Завершив карьеру танцовщицы в 65 лет, Плисецкая продолжала давать мастер-классы и выступать в концертах. К своему 70-летию она представила специально созданную для неё хореографическую миниатюру Мориса Бежара «Аве Майя». Артистка вдохновляла своего супруга, композитора Родиона Щедрина.

«Каждый прыжок сопровождался крещендо аплодисментов»: юбилейный день рождения Майи Плисецкой

Мария Плисецкая появилась на свет 20 ноября 1925 года в столице. Её отец, Михаил Плисецкий, занимал должности во ВЦИК и в комиссариатах внешней торговли и иностранных дел. Мать Рахиль Мессерер снималась в немых кинолентах. Многие родные будущей звезды были связаны с искусством: дядя и тётя по материнской линии, Асаф и Суламифь Мессерер, посвятили себя балету, кузен Борис Мессерер стал театральным оформителем, а братья Азарий и Александр Плисецкие — хореографами.

В 1932 году семья переехала на Шпицберген, где отец возглавлял угледобывающее предприятие и совмещал эту должность с постом генконсула СССР. Именно здесь юная Майя впервые вышла на сцену в эпизодической роли в опере Даргомыжского «Русалка».

Спустя два года семейство вернулось в Москву на период отцовского отпуска. Будущая балерина занималась в Московском хореографическом училище под руководством бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской. После повторного отъезда на арктический архипелаг и последующего возвращения в столицу юная Плисецкая продолжила обучение у Елизаветы Гердт, экс-артистки Мариинского театра, научившей её выразительной пластике рук.

В 1937 году Михаил Плисецкий был арестован и расстрелян, год спустя под репрессии попала его супруга. Воспитанием девочки занялась тётя Суламифь. В 1941 году Рахиль Мессерер освободили, и она успела увидеть сценический дебют дочери в филиале Большого театра, где Майя исполнила танцевальный «Экспромт» на музыку Чайковского.

Во время Великой Отечественной войны Плисецких эвакуировали в Свердловск. Перерыв в учёбе, вызванный отсутствием педагогов, не помешал Майе станцевать миниатюру «Умирающий лебедь» в постановке тёти на основе «Лебединого озера».

К зимним месяцам 1942 года балерина оказалась в Москве, через год получила диплом хореографического училища и вступила в труппу Большого театра. Искромётное исполнение мазурки в «Шопениане» покорило зрителей: «Каждый прыжок провожалось крещендо аплодисментов», — писала артистка в мемуарах. Она с успехом выступала с концертными номерами, а главным украшением её программ стал упомянутый «Умирающий лебедь».

К концу 1940-х Плисецкая вошла в репертуар ведущих партий балетов «Лебединое озеро», «Конёк-Горбунок» и «Бахчисарайский фонтан». Роль Китри в «Дон Кихоте» пополнила список её ключевых работ. Последующие годы ознаменовались созданием шедевров, включая Джульетту в постановке Прокофьева, Аврору в творении Чайковского и Хозяйку Медной горы в «Сказе о каменном цветке».

«Умирающий лебедь» за границами СССР

Свой знаменитый номер Плисецкая исполняла с юности. Первая попытка состоялась во время визита к матери в Чимкенте, где та давала уроки танцев после освобождения из лагеря. Тогда аккомпанементом стала музыка Чайковского в исполнении сосланного аккордеониста. Впоследствии этот этюд танцевали как отдельный концертный номер, так и в рамках «Лебединого озера». Творение впечатлило индийского политика Джавахарлала Неру во время гастролей Большого театра.

После их встречи на дипломатическом приёме представители спецслужб, сопровождавшие артистов, заподозрили балерину в антисоветской деятельности и взаимодействии с британской разведкой. На несколько лет Плисецкой ограничили право покидать страну, но в 1959 году запрет сняли. Годом ранее, оставшись без труппы во время её гастролей, она успешно воплотила свою версию «Лебединого озера».

С началом 1960-х Плисецкая унаследовала положение примы после Галины Улановой и создала балеты «Чайка», «Раймонда» и другие. Переход в Большой театр хореографа Юрия Григоровича из Мариинки принёс творческие разногласия — ключевые роли стали получать другие артисты.

В 1980-х Плисецкая сотрудничала с зарубежными театрами, год возглавляла балет Римской оперы. После увольнения из Большого в 63 года она продолжала выступать по всему миру и руководила балетной труппой в Мадриде. Свой семидесятый юбилей отметила премьерой номера Бежара, а в 75 лет вышла на токийскую сцену в постановке «Крылья кимоно».

Роман с искусством: супруги Плисецкой

С первым мужем, танцовщиком Марисом Лиепой, Плисецкая заключила брак в 1956 году. Дуэт блистал в «Спартаке», «Дон Кихоте» и «Анне Карениной», где Майя исполняла заглавную роль, а Лиепа — её партнёров. Брак продлился три месяца, но артисты сохранили дружеские отношения и продолжали совместные выступления.

В 1958 году Плисецкая стала супругой композитора Родиона Щедрина, с которым познакомилась через Лилю Брик. На тот момент деятельность балерины находилась под наблюдением органов госбезопасности. Щедрин, воспользовавшись связями Брик, обратился к руководству страны с просьбой прекратить необоснованное преследование. Вскоре артистке разрешили выезд в США.

Щедрин посвящал жене свои творения: «Анну Каренину», «Чайку» и другие. Их совместным триумфом стала «Кармен-сюита» на музыку Бизе, которую Плисецкая исполнила более 330 раз. Брак продлился 57 лет, до самой смерти балерины. Детей у пары не было — Майя Михайловна сделала выбор в пользу искусства.

Последнее желание великих артистов

Плисецкая и Щедрин завещали после смерти кремироваться и развеять объединённый прах над российскими просторами. Балерина ушла из жизни 2 мая 2015 года от обширного инфаркта. Родион Константинович пережил её ровно на десять лет, умерев в августе 2025 года. Согласно мнению биографа Николая Ефимовича, возможно, прах будет развеян в районе Звенигорода, где ранее совершили аналогичный обряд с прахом Лили Брик.

Интересные факты о Плисецкой

Артистка удостоилась всех степеней ордена «За заслуги перед Отечеством». Несмотря на виртуозное мастерство, она сознательно заменила фуэте в некоторых партиях другими движениями. Плисецкая равнодушно относилась к драгоценностям, предпочитая дарить их молодым коллегам, но питала слабость к роскошной обуви из зарубежных поездок.

Её окружение включало монархов и политиков: испанского короля, принца Монако, Роберта Кеннеди. Ведущие кутюрье создавали для Плисецкой сценические наряды — Ив Сен-Лоран одел её для спектакля «Гибель розы», Коко Шанель приглашала на эксклюзивные показы, а Пьер Карден десятилетиями разрабатывал её образы.

Плисецкая снялась в нескольких кинокартинах, включая «Лебединое озеро» и две экранизации «Анны Карениной», а также вела необычное коллекционирование — она собирала публикации о людях с диковинными фамилиями.