12 ноября 1935 года на свет появилась легенда советского и российского кинематографа, народная артистка СССР Людмила Гурченко. Мировую известность она обрела ещё во время учёбы, дебютировав в новогодней комедии «Карнавальная ночь». Впоследствии её творческое наследие пополнили такие знаковые работы, как «Любовь и голуби», «Пять вечеров», «Вокзал для двоих» и многие другие. Помимо актёрского таланта, Гурченко реализовала себя как композитор, режиссёр и писательница. Не меньший интерес вызывала её личная жизнь: актриса шесть раз вступала в брак. Главные тайны биографии звезды — в нашем материале.
Будущая актриса появилась на свет в Харькове в семье творческих людей. Отец Марк Гаврилович Гурченко виртуозно играл на баяне, мать Елена Александровна занималась подготовкой культурных мероприятий.
Даже имя для дочери родители выбрали под влиянием кинематографа: впечатлившись героиней фильма «Акулы Нью-Йорка» по имени Люси, они остановились на созвучном варианте — Люся.
С детства девочка демонстрировала артистические способности: декламировала стихи, пела и танцевала для гостей. В военные годы отец ушёл на фронт добровольцем, а Людмила с матерью остались в оккупированном Харькове. После освобождения города в 1944 году она стала воспитанницей музыкальной школы имени Бетховена.
В 1953 году Людмила отправилась в Москву и стала студенткой ВГИКа, где училась под руководством Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Изначально она мечтала о карьере эстрадной певицы, но педагоги раскрыли её драматический талант. Так, Гурченко блестяще сыграла Амалию в постановке «Разбойники» по произведению Шиллера.
Первой киноработой стала картина «Дорога правды», снятая Яном Фридом по сценарию Герасимова. Именно здесь юная актриса произнесла знаковую фразу: «Я не за тем сюда пришла, чтобы молчать!»
Всесоюзная слава пришла к ней после главной роли в комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Следом вышла музыкальная лента «Девушка с гитарой», но образ героини сочли «излишне легкомысленным», что привело к творческому простою. Гурченко подвергалась жёсткой критике в прессе.
В 1965 году она дебютировала как композитор: её песня «Праздник Победы» прозвучала в исполнении Маргариты Суворовой на конкурсе советской песни.
Второй виток карьеры начался в 1970-х с участия в мюзиклах «Табачный капитан», «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки» и «Мама».
Параллельно она воплощала драматические образы в фильмах «Двадцать дней без войны», «Пять вечеров», «Сибириада». Пик популярности пришёлся на начало 1980-х, когда вышли культовые ленты «Любимая женщина механика Гаврилова», «Вокзал для двоих» и «Любовь и голуби».
Сценическую деятельность Гурченко совмещала с кинематографом, работая в Театре-студии киноактёра, «Современнике» и «Школе современной пьесы». Она участвовала в постановках по классическим и современным пьесам.
В 1976 году актриса получила государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых, позднее стала кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней. Звание народной артистки СССР ей было присвоено в 1983 году.
С конца 1970-х она выпускала грампластинки, а в 1992 году представила авторский альбом «Да не верится» с собственными композициями.
Литературное наследие включает три автобиографии: «Моё взрослое детство», «Аплодисменты» и «Люся, стоп!».
В 2009 году Гурченко выступила как режиссёр фильма «Пёстрые сумерки» — истории о незрячем пианисте Олеге Аккуратове, чьим творчеством она восхищалась и чью карьеру поддерживала.
Знаковые киноленты с Людмилой Гурченко
Творческий путь актрисы охватывает важнейшие этапы развития отечественного кинематографа. Её фильмография отражает эволюцию советского киноискусства.
«Карнавальная ночь», 1956
Звёздная роль в дебютной работе Эльдара Рязанова сделала Гурченко любимицей публики. Её героиня Леночка Крылова противостоит бюрократу Огурцову, спасая новогодний праздник в доме культуры. Впоследствии актриса снялась ещё в трёх проектах режиссёра.
«Двадцать дней без войны», 1976
Драма Алексея Германа по сценарию Константина Симонова стала важной вехой в карьере Гурченко. Она сыграла костюмера Нину, встретившую военного корреспондента Лопатина (Юрий Никулин) в эвакуации. Между героями возникает хрупкое романтическое чувство.
«Пять вечеров», 1978
Экранизация пьесы Александра Володина, поставленная Никитой Михалковым, рассказывает о внезапной встрече бывших возлюбленных спустя 20 лет. Гурченко воплотила образ Тамары, заводского мастера, которая пытается возродить отношения с дальнобойщиком Ильиным (Станислав Любшин).
«Вокзал для двоих», 1982
Совместная работа с Эльдаром Рязановым получила признание зрителей и вошла в программу Каннского кинофестиваля. Гурченко сыграла официантку Веру из придорожного кафе, чья случайная встреча с пианистом Рябининым (Олег Басилашвили) перерастает в глубокое чувство.
«Любовь и голуби», 1984
В комедии Владимира Меньшова актриса предстала в образе роковой соблазнительницы Раисы Захаровны, которая уводит семьянина Василия Кузякина (Александр Михайлов) из семьи. Картина заняла место в золотой коллекции советского кино.
Личные перепетии легенды экрана
Бурная личная жизнь Гурченко не раз оказывалась в центре внимания. Она шесть раз официально оформляла брачные отношения.
Первый муж — режиссёр Василий Ордынский. Их союз, заключённый когда актрисе едва исполнилось 18 лет, продлился меньше года. Совместных проектов у пары не было.
В 1958 году Гурченко вышла замуж за сценариста Бориса Андроникашвили. В этом браке родилась дочь Мария. Однако отношения дали трещину: по воспоминаниям актрисы, супруг не встретил её из роддома, а позднее изменял.
Третьим избранником стал актёр Александр Фадеев, чья карьера не сложилась. Алкогольная зависимость привела к скандалам: в пылу ссоры он выстрелил в Гурченко из ружья. Чудом избежав трагедии, актриса подала на развод.
С 1967 по 1970 год состояла в браке с Иосифом Кобзоном. Отношения двух звёзд омрачались постоянными конфликтами на почве ревности.
После расставания с певцом Гурченко более 15 лет прожила в гражданском браке с пианистом Константином Купервейсом. Музыкант нашёл общий язык с дочерью Марией, но его измены привели к разрыву.
Последним супругом стал продюсер Сергей Сенин, ради связи с которым он оставил прежнюю семью. Официально они оформили отношения в 1993 году и оставались вместе до кончины актрисы. Впоследствии Сенин организовал мемориальную квартиру-музей.
Дочь Мария стала единственным ребёнком Гурченко. Их отношения осложнялись долгими разлуками в детстве. Несмотря на надежды матери, Мария выбрала медицинскую карьеру.
В юности Мария вышла замуж за одноклассника Александра Королёва. В браке родились Марк и Елена — внуки, названные в честь родителей Людмилы Марковны.
Актриса активно занималась развитием внуков, но судьба Марка оборвалась трагически из-за наркотической зависимости.
Отношения с дочерью обострились из-за наследственного спора: мать Гурченко завещала квартиру внучке. После судебных разбирательств артистка выкупила долю Марии.
Людмила Гурченко ушла из жизни 30 марта 2011 года в возрасте 75 лет. Причиной смерти стал оторвавшийся тромб.
Наследственные споры
После кончины актрисы распределение имущества вызвало новые разногласия. Дочь должна была получить половину подмосковной дачи и часть московской квартиры, остальное переходило Сенину. В итоге компромисс был достигнут: вдовец стал единоличным владельцем квартиры, а Королёва — загородного дома с денежной компенсацией.
Мария Королёва скончалась в ноябре 2017 года. Причиной стала остановка сердца. Наследственные споры продолжились: дочь Елена и бывший муж Александр оспаривали право на недвижимость. Суд постановил разделить её между сторонами поровну.
Факты из жизни кумира
Роль в «Карнавальной ночи» едва не ускользнула от Гурченко из-за ошибки оператора на пробах. Решающую роль сыграла поддержка руководителя «Мосфильма» Ивана Пырьева.
Готовясь к съёмкам в «Вокзале для двоих», актриса прошла стажировку в привокзальном буфете. Профессионалы общепита высоко оценили её навыки и отказывались брать с неё чаевые.
Среди поклонников творчества Гурченко находился Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов.
Фильм «Пёстрые сумерки» принёс актрисе награду ООН за вклад в защиту прав человека.
Людмила Гурченко стала законодательницей мод, самостоятельно создавая неповторимые сценические образы и костюмы.
