27 октября 1925 года в Москве появился на свет выдающийся авиационный конструктор Генрих Васильевич Новожилов. В начале профессионального пути он трудился под руководством Сергея Ильюшина, а после его ухода стал главой легендарного конструкторского бюро — ныне ПАО «Ил». Наибольшую известность ему принесли военно-транспортный Ил-76, а также широкофюзеляжные пассажирские авиалайнеры Ил-86 и Ил-96. Маэстро авиации ушёл из жизни в возрасте 93 лет. В обращении к родным президент России Владимир Путин подчеркнул, что Новожилов «внёс невосполнимый вклад в развитие оборонного и технологического потенциала государства». По оценкам специалистов, конструктор отличался скромностью, полностью посвятив себя служению Отечеству.
Столетие назад родился знаменитый советский авиаконструктор Генрих Васильевич Новожилов. По его проектам разработаны тяжелый военный транспортник Ил-76 и магистральные широкофюзеляжные авиалайнеры Ил-86 и Ил-96.
Многочисленные государственные награды стали свидетельством значимости его трудов для авиации. В советскую эпоху разработчик получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и три ордена Ленина. В постсоветский период к ним добавились ордена «За заслуги перед Отчеством» I, II и III степеней.
Главой государства Владимиром Путиным неоднократно высказывалось особое уважение к Генриху Васильевичу. В юбилейном поздравлении к 80-летию руководитель страны охарактеризовал его как «учёного международного уровня», посвятившего себя научным изысканиям и профессиональному служению.
В 2016 году авиаконструктору вручили орден «За заслуги перед Отчеством» I степени. Президент отметил, что Новожилов являлся ключевой фигурой в разработке передовых версий знаменитых «Илов», поблагодарив за продолжение деятельности в преклонном возрасте.

Генрих Васильевич прожил долгие годы. Его не стало в апреле 2019 года. В соболезновании глава государства назвал ушедшего «ярким представителем созвездия великих конструкторов».
«Своей неустанной деятельностью внёс уникальный вклад в укрепление обороноспособности и технологического суверенитета страны, работу над новейшими образцами авиатехники и создание передовых модификаций прославленной линейки «Ил». Память об этом незаурядном человеке и истинном патриоте навсегда останется в сердцах родственников, сотрудников и последователей», — говорилось в тексте президентского обращения.
Универсальная машина
Генрих Васильевич появился на свет в Москве в семье военных. С юных лет его манило небо, но мечте о лётной карьере помешала серьёзная травма ноги, заставившая юношу обратиться к инженерному делу.
В 1942 году он становится лаборантом физической кафедры МАИ, а годом позже поступает на факультет самолётостроения.
Окончив институт в 1949 году, Новожилов начал работать в конструкторском бюро Сергея Ильюшина, где участвовал в создании пассажирских судов Ил-14, Ил-18, Ил-62, штурмовика Ил-40 и бомбардировщика Ил-54.
Летом 1970 года по совету Ильюшина, уходившего на пенсию по здоровью, советское правительство назначило Новожилова генеральным конструктором и руководителем бюро.
В 1970-е под его руководством появился Ил-76, занявший важное место в армейском и гражданском авиапарке.
Заслуженный ас России Владимир Попов подчёркивает, что коллективу Новожилова удалось невозможное: создание крупного транспорта, способного работать почти с любых площадок.
Конструкторы внедрили ряд инноваций: многоколёсное шасси повышенной проходимости, аэродинамическую схему умеренно-стреловидного крыла с эффективной механизацией. Четыре турбореактивных двигателя с реверсивным устройством обеспечили надёжное торможение.

«В Ил-76 применили верхнее расположение крыла, что улучшило управляемость и устойчивость. Это имело значение для военных, но и гражданская версия оказалась успешной. Машину отличают плавные взлёт и посадка. Любой военно-транспортный вариант легко преобразуется в гражданский — настоящий трансформер», — пояснил лётчик.
Сейчас ВКС России используют глубоко модернизированный Ил-76МД-90А для переброски техники, десанта, грузов и эвакуации раненых.
«Обновления включают усиленную конструкцию крыла, новую силовую установку, шасси с энергоёмкой тормозной системой и цифровую электронику с индикаторами. Улучшения повысили дальность, безопасность и грузоподъёмность», — отмечают в профильной корпорации.
На его базе создан самолёт-заправщик Ил-78М-90А, способный обслуживать стратегический бомбардировщик или пару истребителей. При необходимости машина превращается в транспортное, медицинское или противопожарное судно.

По мнению Попова, по совокупности характеристик Ил-76 сохраняет лидерство в России и за рубежом.
«Технические решения Генриха Васильевича оказались столь перспективными, что до сих пор потребности в замене Ил-76 не возникает. Машина продолжает образцово выполнять задачи», — заявил специалист.
Флагманский лайнер
Другим знаковым проектом стал первый отечественный широкофюзеляжный Ил-86. Компоновка салона с девятью креслами в ряд и двумя проходами обеспечила больший комфорт по сравнению с зарубежными аналогами.

Регулярная эксплуатация лайнера стартовала в конце 1980 года. Самолёт мог преодолевать свыше 4000 км с 300 пассажирами на борту. Особая механизация крыла позволяла работать с коротких ВПП.
«Ил-86 стал первым советским широкофюзеляжником, сопоставимым с Boeing 747. Генрих Васильевич создал комфортабельный, вместительный и управляемый лайнер», — подчеркнул эксперт.
Всего выпущено свыше 100 Ил-86. Несмотря на надёжность, особенности конструкции исключали замену двигателей, что привело к разработке более совершенного Ил-96 с турбовентиляторными двигателями ПС-90А.
«Аэрофлот» эксплуатировал лайнер до 2014 года. В настоящее время Ил-96 используется правительственным авиаотрядом «Россия» для перевозки высших должностных лиц.

В скором времени обновлённая версия должна вернуться в гражданский флот. Два года назад прошел испытания Ил-96-400М — модернизированный лайнер для дальних пассажирских и грузовых перевозок. В двухклассной компоновке дальность полёта достигает 8100 км.
«По безопасности и надёжности Ил-96-400М соответствует прежним модификациям и мировым аналогам», — указано в правительственных материалах.
Служение делу
Редактор авиационного портала Роман Гусаров отметил, что в стране бережно хранят наследие конструктора.
«Новожилов умел реализовывать сложнейшие проекты. Особенно впечатляет Ил-76, адаптируемый под военные и гражданские нужды. Страна ценит его заслуги и активно использует созданные им машины», — поделился специалист.
Генрих Васильевич избегал публичности и всегда акцентировал роль коллектива, добавил эксперт.

«Мне доводилось беседовать с Генрихом Васильевичем. Он скромно оценивал собственные достижения, подчёркивая, что любой самолёт — результат коллективного труда. Он был выдающимся организатором, умевшим наладить работу и добиться финансирования», — вспомнил Гусаров.
Эти наблюдения разделяет Владимир Попов.
«Мне посчастливилось общаться с ним лично. Это был внимательный и отзывчивый руководитель, знавший каждую деталь своих машин. Он принадлежал к поколению, для которого авиаконструирование было настоящим служением», — заключил эксперт.
