Поделиться
Рубрика: Общество

«Знал свои самолёты до последней заклёпки»: как Генрих Новожилов изменил отечественную авиацию

27 октября 1925 года в Москве появился на свет выдающийся авиационный конструктор Генрих Васильевич Новожилов. В начале профессионального пути он трудился под руководством Сергея Ильюшина, а после его ухода стал главой легендарного конструкторского бюро — ныне ПАО «Ил». Наибольшую известность ему принесли военно-транспортный Ил-76, а также широкофюзеляжные пассажирские авиалайнеры Ил-86 и Ил-96. Маэстро авиации ушёл из жизни в возрасте 93 лет. В обращении к родным президент России Владимир Путин подчеркнул, что Новожилов «внёс невосполнимый вклад в развитие оборонного и технологического потенциала государства». По оценкам специалистов, конструктор отличался скромностью, полностью посвятив себя служению Отечеству.«Разбирался в каждой детали своих машин»: влияние Генриха Новожилова на авиапром

Столетие назад родился знаменитый советский авиаконструктор Генрих Васильевич Новожилов. По его проектам разработаны тяжелый военный транспортник Ил-76 и магистральные широкофюзеляжные авиалайнеры Ил-86 и Ил-96.

Многочисленные государственные награды стали свидетельством значимости его трудов для авиации. В советскую эпоху разработчик получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и три ордена Ленина. В постсоветский период к ним добавились ордена «За заслуги перед Отчеством» I, II и III степеней.

Главой государства Владимиром Путиным неоднократно высказывалось особое уважение к Генриху Васильевичу. В юбилейном поздравлении к 80-летию руководитель страны охарактеризовал его как «учёного международного уровня», посвятившего себя научным изысканиям и профессиональному служению.

В 2016 году авиаконструктору вручили орден «За заслуги перед Отчеством» I степени. Президент отметил, что Новожилов являлся ключевой фигурой в разработке передовых версий знаменитых «Илов», поблагодарив за продолжение деятельности в преклонном возрасте.

Генрих Васильевич прожил долгие годы. Его не стало в апреле 2019 года. В соболезновании глава государства назвал ушедшего «ярким представителем созвездия великих конструкторов».

«Своей неустанной деятельностью внёс уникальный вклад в укрепление обороноспособности и технологического суверенитета страны, работу над новейшими образцами авиатехники и создание передовых модификаций прославленной линейки «Ил». Память об этом незаурядном человеке и истинном патриоте навсегда останется в сердцах родственников, сотрудников и последователей», — говорилось в тексте президентского обращения.

Универсальная машина

 

Генрих Васильевич появился на свет в Москве в семье военных. С юных лет его манило небо, но мечте о лётной карьере помешала серьёзная травма ноги, заставившая юношу обратиться к инженерному делу.

В 1942 году он становится лаборантом физической кафедры МАИ, а годом позже поступает на факультет самолётостроения.

Окончив институт в 1949 году, Новожилов начал работать в конструкторском бюро Сергея Ильюшина, где участвовал в создании пассажирских судов Ил-14, Ил-18, Ил-62, штурмовика Ил-40 и бомбардировщика Ил-54.

Летом 1970 года по совету Ильюшина, уходившего на пенсию по здоровью, советское правительство назначило Новожилова генеральным конструктором и руководителем бюро.

В 1970-е под его руководством появился Ил-76, занявший важное место в армейском и гражданском авиапарке.

Заслуженный ас России Владимир Попов подчёркивает, что коллективу Новожилова удалось невозможное: создание крупного транспорта, способного работать почти с любых площадок.

Конструкторы внедрили ряд инноваций: многоколёсное шасси повышенной проходимости, аэродинамическую схему умеренно-стреловидного крыла с эффективной механизацией. Четыре турбореактивных двигателя с реверсивным устройством обеспечили надёжное торможение.

«В Ил-76 применили верхнее расположение крыла, что улучшило управляемость и устойчивость. Это имело значение для военных, но и гражданская версия оказалась успешной. Машину отличают плавные взлёт и посадка. Любой военно-транспортный вариант легко преобразуется в гражданский — настоящий трансформер», — пояснил лётчик.

Сейчас ВКС России используют глубоко модернизированный Ил-76МД-90А для переброски техники, десанта, грузов и эвакуации раненых.

«Обновления включают усиленную конструкцию крыла, новую силовую установку, шасси с энергоёмкой тормозной системой и цифровую электронику с индикаторами. Улучшения повысили дальность, безопасность и грузоподъёмность», — отмечают в профильной корпорации.

На его базе создан самолёт-заправщик Ил-78М-90А, способный обслуживать стратегический бомбардировщик или пару истребителей. При необходимости машина превращается в транспортное, медицинское или противопожарное судно.

По мнению Попова, по совокупности характеристик Ил-76 сохраняет лидерство в России и за рубежом.

«Технические решения Генриха Васильевича оказались столь перспективными, что до сих пор потребности в замене Ил-76 не возникает. Машина продолжает образцово выполнять задачи», — заявил специалист.

Флагманский лайнер

 

Другим знаковым проектом стал первый отечественный широкофюзеляжный Ил-86. Компоновка салона с девятью креслами в ряд и двумя проходами обеспечила больший комфорт по сравнению с зарубежными аналогами.

Регулярная эксплуатация лайнера стартовала в конце 1980 года. Самолёт мог преодолевать свыше 4000 км с 300 пассажирами на борту. Особая механизация крыла позволяла работать с коротких ВПП.

«Ил-86 стал первым советским широкофюзеляжником, сопоставимым с Boeing 747. Генрих Васильевич создал комфортабельный, вместительный и управляемый лайнер», — подчеркнул эксперт.

Всего выпущено свыше 100 Ил-86. Несмотря на надёжность, особенности конструкции исключали замену двигателей, что привело к разработке более совершенного Ил-96 с турбовентиляторными двигателями ПС-90А.

«Аэрофлот» эксплуатировал лайнер до 2014 года. В настоящее время Ил-96 используется правительственным авиаотрядом «Россия» для перевозки высших должностных лиц.

В скором времени обновлённая версия должна вернуться в гражданский флот. Два года назад прошел испытания Ил-96-400М — модернизированный лайнер для дальних пассажирских и грузовых перевозок. В двухклассной компоновке дальность полёта достигает 8100 км.

«По безопасности и надёжности Ил-96-400М соответствует прежним модификациям и мировым аналогам», — указано в правительственных материалах.

Служение делу

 

Редактор авиационного портала Роман Гусаров отметил, что в стране бережно хранят наследие конструктора.

«Новожилов умел реализовывать сложнейшие проекты. Особенно впечатляет Ил-76, адаптируемый под военные и гражданские нужды. Страна ценит его заслуги и активно использует созданные им машины», — поделился специалист.

Генрих Васильевич избегал публичности и всегда акцентировал роль коллектива, добавил эксперт.

«Мне доводилось беседовать с Генрихом Васильевичем. Он скромно оценивал собственные достижения, подчёркивая, что любой самолёт — результат коллективного труда. Он был выдающимся организатором, умевшим наладить работу и добиться финансирования», — вспомнил Гусаров.

Эти наблюдения разделяет Владимир Попов.

«Мне посчастливилось общаться с ним лично. Это был внимательный и отзывчивый руководитель, знавший каждую деталь своих машин. Он принадлежал к поколению, для которого авиаконструирование было настоящим служением», — заключил эксперт.