Поделиться
Рубрика: Общество

Осеннее Мокошье, или Мокриды, 24—31 октября: история, обычаи

В конце третьей недели октября, когда природа готовилась к зимнему сну и начинался дождливый сезон, древние славяне почитали божество Мокошь — родоначальницу всего сущего, защитницу женской участи и повелительницу водной стихии. Этот период именовали Мокридами — временем обращений к богине с мольбами о семейном благоденствии, защите и счастливой участи. Женщины возносили благодарности земле за дары урожая, совершали водные ритуалы с нитями, а пятницу посвящали молитвенному покою. Осеннее почитание Мокоши означало смену циклов природы: от летней активности к зимнему размышлению, от повседневных трудов к внутренней сосредоточенности — период, когда заново ткались узоры судеб.

Пятница богини Мокоши: как славяне встречали зиму и проводили обряды на замужество и удачу

Сущность праздника Мокошье и его повторяемость в годовом цикле

На исходе октября отмечали Осеннее Мокошье, или десятую Пятницу Мокоши — ключевое событие в славянском календаре. Эти сутки почитались как особо значимые, когда к божеству обращались с самыми важными просьбами и проводили обряды прославления.

В этот день возжигали светильники у святилищ, искали наставлений у богини, взывали к исполнению сокровенных чаяний. Женщины создавали обережных кукол, наносили сакральные узоры на одежду, завязывали наузы — узелки с заложенными намерениями, размещали изображения божества в доме. Торжества длились семь дней — от пятницы до пятницы, ибо каждые пятые сутки недели посвящались богине. Первая пятница знаменовала начало молений и благодарственных ритуалов, а последняя завершала цикл, символизируя проводы уходящего года и просьбы о зимнем благословении.

К Мокоши взывали о счастливом браке, здравии потомства, семейной гармонии и душевном равновесии. Считалось, что искренние обращения будут услышаны, и богиня поможет с материнской заботой.

У древних славян пятый день недели считался священным женским временем, когда запрещалось заниматься рукоделием, стиркой или шитьём. Годовой цикл включал двенадцать таких дней, каждый из которых посвящался Мокоши. Нарушительниц запрета ожидала кара божества. О таких женщинах говорили с насмешкой: «У неё семь пятниц на неделе!», подразумевая непоследовательность в соблюдении традиций.

Десятая пятница означала переход от сельских трудов к зимним занятиям. Завершались полевые работы, начинался сезон прядения и ткачества. Поэтому Осеннее Мокошье считалось рубежом нового периода, временем осмысления прожитого, благодарения и прошений о зимней поддержке. К празднику готовились заранее, обдумывая обращения к богине и намерения на грядущий год.

После христианизации образ Мокоши трансформировался, слившись с культом святой Параскевы Пятницы, покровительницы женских ремёсел. Традиционные ритуалы сохранились, лишь обретя новые имена.

В облике богини соединились черты различных древних божеств: её сравнивали с Гекатой — хранительницей мистерий и лунного свечения, Фрейей — покровительницей любовных уз и женской силы (в её честь назван день Friday), и Деметрой — повелительницей плодородия.

Западные славяне почитали Мокошь как владычицу водной стихии, к которой обращались в засушливые периоды. Она воплощала единство земных, водных и лунных сил, покровительствуя судьбам, женским занятиям и рукоделию.

Луна и Венера считались небесными воплощениями богини, ибо обе планеты связаны с женскими циклами и природой. 

Сфера влияния богини Мокоши и её благодеяния

Мокошь — прародительница всего живого, хранительница человеческих судеб и защитница женщин. Она олицетворяет сакральное женское начало, оберегающее род и жизненные силы. Богиня покровительствует всем представительницам женского пола и мастерам, работающим руками: пряхам, ткачихам, вышивальщицам.

Но сфера влияния богини не ограничивается рукоделием. Она также владеет нитями судеб богов и людей, сплетая хаос в упорядоченные формы. Как кудель превращается под её пальцами в нить, так и человеческая жизнь обретает смысл и направление.

Особенно сильной её власть считалась в осенний период — время перехода между урожайной страдой и зимним покоем.

Благосклонность Мокоши снискивали милосердные и искренние люди. Тем же, кто держал зло в сердце, она отказывала в помощи. Потому предки столетиями прославляли её, принося дары в благодарность за урожай и судьбоносные повороты.

  • Символами божества выступали веретено, пряжа, клубки, паутина как воплощение жизненных путей.
  • Священным животным считалась кошка — ночное создание, связанное с лунными тайнами.
  • Сакральными минералами были хрусталь и лунный камень, металлом — серебро.
  • Оберегом служила лунница — амулет в виде месяца с символами небесной влаги.

Происхождение названия «Мокриды»

Имя славянской богини Мокоши восходит к водной стихии, дождю и земле. Этимология имени связана с понятием влажности, поскольку изначально божество считалось повелительницей вод и плодородия, от которых зависел урожай и жизненная сила природы. В дождливый осенний период, когда поля отдыхали, её почитали особо — отсюда возникло народное название торжества Мокриды, что означает «насыщенные влагой дни».

Во время осенних празднеств совершали специальные ритуалы. Женщины погружали в речные воды пряжу или кудель, принося эти символы труда в дар богине — земле и воде, дающим жизнь. Именно обряд омовения символов рукоделия дал название празднику — Мокриды.

Традиции осеннего почитания Мокоши (Мокрид)

Осенние торжества в честь Мокоши имели особое значение. Это был период прославления Великой Пряхи, соткавшей человеческие судьбы, защитницы женского начала, домашнего благополучия и всех видов рукоделия. Богиню чтили как хранительницу достатка, помощницу в продолжении рода и духовную наставницу.

На праздник приносили дары («требы»), оставляя их у святилищ, на полях или у водных источников. Жертвоприношения включали хлебные изделия, зерно, мед, монеты — символы процветания и благодарности. В этот день активировали вышитые обереги с её символами: лунными серпами, веретенами, змеиными узорами.

Празднование сопровождалось гадальными практиками. Женщины вопрошали богиню о супружестве, судьбе, грядущих событиях. Совершали особые любовные заговоры, прося счастливой женской участи.

В торжественный день действовали строгие запреты. Под запретом были прядение, стирка, купание. Считалось, что нарушительница могла навлечь гнев божества, проявляющийся порчей работы или болезнями.

Особый ритуал включал двойной хоровод: внешний круг двигался по солнечному пути («на жизнь»), внутренний — против («на умирание»). Таким образом провожали лето и встречали зиму. После Мокрид начинался зимний период рукоделий.

Появление паутины в доме считалось благоприятным знаком, а убийство паука предвещало беду. В ночь перед праздником оставляли кашу как угощение для богини, а в колодцах совершали подношения водным духам.

Дарение веретён или пряжи в праздничный день считалось недопустимым — это могло принести в дом чужую судьбу.

Священными деревьями богини считались ива, ель и осина, через которые можно было обратиться к ней с молитвой.