Идея подземного перехода, соединяющего Россию и Аляску, привлекает внимание международной общественности
Руководитель РФПИ, спецпредставитель президента РФ по вопросам инвестиционного взаимодействия с иностранными государствами Кирилл Дмитриев подтвердил широкое распространение информации о данном инфраструктурном предложении. Крупные мировые медиа освещали эту тему, при этом экс-президент США Дональд Трамп выразил заинтересованность, а Владимир Зеленский отреагировал отрицательно. Британское издательство The Independent охарактеризовало замысел как масштабный. Согласно оценкам специалистов, осуществление этого плана способно оказать значительное влияние на глобальную политическую и экономическую динамику.
Обсуждение возможного строительства транснационального перехода между двумя странами активно ведётся в западных медиа. Кирилл Дмитриев отметил стремительное распространение новостей об этом проекте в цифровом пространстве.
«Предложение о тоннеле между российскими территориями и Аляской, который объединил бы евразийский и американский континенты, вызвало широкий резонанс (порядка 2 млн просмотров). Дональд Трамп выразил положительную оценку идеи. Владимир Зеленский продемонстрировал негативную реакцию. Тема получила освещение в ведущих мировых медиа», — сообщил представитель РФПИ на своей странице в социальной сети X.
Реализация замысла предполагает создание подводной конструкции в Беринговом проливе для соединения Чукотки с американским штатом. В качестве потенциального подрядчика рассматривается американская инфраструктурная корпорация, учреждённая бизнесменом Илоном Маском. По предварительным расчётам, осуществление проекта потребует менее $8 млрд и может быть завершено в течение восьми лет.
Согласно данным средств массовой информации, протяжённость данного объекта превысит длину Евротоннеля между Францией и Великобританией приблизительно вдвое.
Ранее во время переговоров с украинским коллегой экс-президент Соединённых Штатов положительно отозвался о данном техническом предложении.
«Перспективная концепция. Требует детального рассмотрения, — заявил Трамп. — Мы недавно завершили масштабный дорожный проект на Аляске. Это открывает доступ к месторождениям полезных ископаемых. США получат значительную долю в возможных разработках, поскольку мы обеспечили данную возможность».
Во время диалога американский политик попросил высказать мнение украинского лидера о проекте. После отрицательной реакции Зеленского Трамп с юмором прокомментировал его позицию.
«Я ожидал именно такой реакции. Так и предполагал», — иронично заметил бывший глава Белого дома.
Западные медиа дали неоднозначные оценки инициативе. Британское интернет-издание The Independent акцентировало внимание на амбициозности концепции.
«Создание 112-километровой железнодорожной и грузовой артерии стоимостью $8 млрд с восьмилетним сроком реализации действительно представляет собой масштабную инициативу», — отмечает источник.
Американское издание The Washington Post указало, что, несмотря на многолетние дискуссии о подобных инфраструктурных решениях, «реализация всегда блокировалась экономическими факторами, ограниченными торговыми потоками и политическими разногласиями между государствами».
Британское медиа The Mirror подчеркнуло, что минимальная ширина Берингова пролива составляет 82 км, разделяя российский Дальний Восток и американский штат.
«Дискуссии о преодолении этой географической преграды ведутся более 150 лет, но ни один из проектов не был реализован», — констатирует издание.
История идеи
Предложения о соединении континентов имеют продолжительную историю. Уильям Гилпин, первый руководитель Колорадо, ещё в 1890 году выдвинул концепцию трансконтинентальной магистрали с мостовой переправой через пролив.
В 1905 году французский исследователь Лоик де Лобель представил российским властям предложение от объединения американских железнодорожных промышленников о создании транспортного коридора с подводным отрезком.
Инженер Тунг-Йен Линь в середине XX века предложил сооружение переправы для улучшения американо-советских отношений. В 1991 году в США была учреждена международная организация, ставившая целью реализацию тоннельного проекта под Беринговым проливом.
Потенциал проекта
Заведующий кафедрой логистики Финансового университета при правительстве РФ Иван Петров отметил, что современные технические решения позволяют реализовать давнюю идею соединения континентов.
«США получат импульс для освоения Аляски и сотрудничества с Канадой. Для России это означает развитие дальневосточных территорий — от Якутии до тихоокеанского побережья», — пояснил специалист.
Петров указал, что помимо тоннельных технологий могут применяться китайские разработки в области высокоскоростных магистралей. Реализация проекта способна создать новую международную экономическую платформу с участием РФ, США, ЕС, Китая и Индии.
Эксперт обратил внимание на необходимость адаптации к суровым климатическим условиям и создания сопутствующей логистической инфраструктуры на обоих берегах пролива.
«Возможная кооперация российских и американских промышленных групп, занятых добычей полезных ископаемых, способна придать проекту дополнительную значимость», — считает Петров.
«Данная инициатива обладает потенциалом для трансформации мировой политико-экономической архитектуры», — заключил аналитик.
Евгений Семибратов, заместитель директора Института стратегических исследований РУДН, указал на неоднозначную реакцию западных партнёров на данную инициативу.
«Перспектива создания совместного российско-американского проекта вызывает обеспокоенность у определённых сил, включая киевское руководство. Реализация замысла выведет двусторонние отношения на принципиально новый уровень», — пояснил специалист.
Тимофей Мазурчук, доцент Финансового университета при правительстве РФ, подчеркнул стратегическое значение инициативы:
«Этот проект имеет не только экономический, но и политический аспект. Бизнес-подход Трампа делает подобные инициативы привлекательными для американской стороны. Российские компетенции в создании сложных инженерных объектов (например, Крымского моста) в сочетании с американскими технологиями (включая решения компании Маска) создают основу для долгосрочного сотрудничества».
Эксперт отметил, что, несмотря на существенные финансовые затраты, реализация проекта способна создать уникальный формат взаимодействия между двумя государствами.
