Поделиться
Рубрика: Общество

«Церковь объединения»: «преподобный» Мун Сон Мён и его секта

Сегодня внимание вновь приковано к сообществу последователей Мун Сон Мёна, получившему известность благодаря масштабным брачным церемониям в Южной Корее. Новый всплеск интереса вызван задержанием престарелой супруги основателя движения — 82-летняя Хан Хак Джа, возглавляющая «Церковь объединения», обвиняется в присвоении общинных средств 23 сентября 2025 года. Как организация привлекает адептов, с чего начиналась её история и какие планы строились в отношении нашей страны — в обзоре ниже.Сообщество последователей Мун Сон Мёна: принципы, методы привлечения и семейные обряды. Современная жизнь движения

Жизненный путь основателя

 

Мун Сон Мён появился на свет 6 января 1920 года в многодетной крестьянской семье. Изначально исповедуя традиционные корейские верования, его род в 1930-х годах перешёл в христианство. Будущий лидер получил образование в местной школе, а затем продолжил обучение в колледже.

Мун начал распространять личное вероучение, синтезировавшее христианские догматы, корейские религиозные практики и индивидуальное прочтение Библии. После разделения Корейского полуострова в 1948 году его деятельность вызвала недоверие у северокорейских властей. Религиозный деятель провёл около двух лет в исправительном лагере.

Перебравшись на юг, он возобновил создание своего движения. В 1954 году в Сеуле была учреждена «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства», позже известная как «Церковь объединения». Её основатель провозгласил себя мессией, а собственное учение — единственно верной трактовкой христианства.

В 1960 году 40-летний проповедник заключил брак с 17-летней Хан Хак Ча, ставшей его главной сподвижницей. Этот союз, названный «священным», преподносился как исполнение миссии, которую не смог завершить Христос.

Организацию неоднократно обвиняли в нарушении этических норм, удержании последователей, манипуляциях, финансовых махинациях и налоговых нарушениях. В США Мун был осуждён за уклонение от налогов и отбывал наказание. Судебные разбирательства также касались как его персоны, так и деятельности самого объединения.

Основатель движения скончался 3 сентября 2012 года в Южной Корее на 93-м году жизни. Руководство организацией перешло к членам семьи и назначенным преемникам.

 

Становление движения: история создания объединения

Согласно утверждениям Муна и свидетельствам последователей, ключевое событие произошло на пасхальное утро 1935 года, когда 15-летнему юноше явился Иисус. В своих рассказах он утверждал, что Спаситель поручил ему завершить неосуществлённую миссию: создать «идеальные семьи», искупив первородный грех и восстановив связь между Создателем и людьми.

Два десятилетия он посвятил изучению различных вероучений — от христианства и буддизма до шаманизма, общался с религиозными наставниками, посещал храмы. Результатом этих поисков стал «Божественный принцип» — теологическая основа объединения.

Со временем Мун разработал альтернативное понимание Священного Писания. Согласно его доктрине, высшая цель человека — доставлять наслаждение Творцу через осуществление трёх благословений.

Эту концепцию Мун выводил из собственной интерпретации библейских строк о плодородии и владычестве над миром. Традиционное христианство рассматривает их как призыв к чадородию и ответственному владению землёй, тогда как корейский проповедник трактовал эти слова как пошаговую программу духовного возвышения.

Движение под видом духовного роста устанавливало контроль над личной жизнью, семейными узами и мировоззрением адептов, превращая веру в орудие идейного и психологического воздействия.

Особое внимание уделялось переосмыслению истории грехопадения. По толкованию Муна, нарушение божественного порядка произошло из-за преждевременной связи первой четы, что извратило саму природу человеческих отношений. Отсюда вытекала задача объединения — восстановить «непорочную линию» рода через благословённые браки, возвращающие человечество к изначальному замыслу.

Семейная жизнь духовного лидера

Основатель движения заключал брак дважды. Первый кратковременный союз пришёлся на 1946-1947 годы. Широкую известность получил его второй брак с Хан Хак Джа, которой в апреле 1960 года исполнилось 17 лет. Этот союз стал ключевым элементом доктрины организации.

Их отношения именовались «священными», а сами супруги — «истинными прародителями». Для последователей этот брак символизировал исправление падшей человеческой природы.

В этом союзе родилось 14 детей, некоторые из которых стали видными деятелями движения. В 1992 году супруга совместно с мужем учредила федерацию «Женщины за глобальный мир», участвуя в международных мероприятиях, включая встречи при ООН. После кончины супруга в 2012 году она возглавила движение, продолжив его дело.

23 сентября 2025 года её арестовали на родине по подозрению в организации схемы подношений бывшей первой леди Ким Кён Хи и парламентарию. Суд согласился с позицией следствия о рисках уничтожения доказательств и санкционировал её задержание. Обвиняемая отвергает предъявленные претензии, называя их беспочвенными.

Деятельность движения на территории России

Основатель организации рассматривал «триумфальное шествие на Москву» как символический и практический шаг глобальной стратегии установления контроля через «божественный социализм». Советская держава воспринималась им как ключевой противник, чьё преодоление стало бы ступенью к мировому господству учения.

Для реализации этих целей активисты налаживали контакты, распространяли литературу, проводили ритуальные мероприятия. По существу, это была централизованная система вовлечения, сходная с методами организации «Свидетели Иеговы»*, включавшая элементы мировоззренческого воздействия и психологического влияния.

Основной аудиторией для привлечения традиционно становятся лица 18-35 лет. Внутренние правила требуют полной самоотдачи и включают регрессивные психологические методики. Несмотря на официальную регистрацию в России, объединение регулярно подвергается критике.

Методики вовлечения включают интенсивную личную опеку новичков (известную как «эмоциональная бомбардировка»), привлечение через просветительские и культурные проекты, системное распространение литературы и организацию закрытых учебных кружков. Наблюдатели указывают на случаи психологического давления и требования финансовых взносов.

Представители объединения неоднократно обвинялись в агрессивных действиях против критиков. Сообщалось, в частности, о гибели отца одного из недоброжелателей от рук приверженца движения за публичные обличения деятельности организации.

Отличительной чертой движения остаются массовые ритуалы, включая коллективные бракосочетания, проводившиеся по инициативе основателя в разных странах. В 2018 году российские последователи дистанционно участвовали в такой церемонии посредством онлайн-трансляции.

Крупные свадебные обряды по-прежнему вызывают дискуссии в различных государствах. Многие участники — выходцы из неполных семей или сироты — стремились обрести «новую семью» в соответствии с доктриной.

Будущие супруги зачастую незнакомы до церемонии, что ставит под вопрос осознанность их выбора. Вступив в брак, новобрачные часто разрывают связи с прежним окружением. Бывшие участники сообщают о психологических сложностях после участия в подобных мероприятиях.

*Организация «Свидетели Иеговы» признана экстремистской и запрещена на территории России (решение ВС РФ от 20.04.2017, подтверждено апелляционным определением от 17.07.2017).