С начала текущей недели автовладельцам рекомендуется переходить на зимние шины, отметили в Гидрометцентре России. В московском регионе снег пока не прогнозируется, однако утренняя температура воздуха уже достигнет отметки +5 ºC. Эксперты из Пермского Политеха поделились рекомендациями по выбору подходящих покрышек для различных машин и погодных условий, а также дали советы по подготовке транспортных средств к холодному сезону.
— Многие водители уже переобувают машины в зимнюю резину или покупают новые комплекты. Какая разница между шипованными вариантами и фрикционными моделями?
Доктор технических наук, профессор кафедры автомобилей и технологических машин ПНИПУ Константин Пугин:
— Шипованные покрышки обеспечивают отличное сцепление на заснеженных и обледенелых трассах, особенно за пределами города. Однако на сухом асфальте они частично теряют эффективность и создают дополнительный шум.
Фрикционная резина («липучка») оптимальна для зим с частыми оттепелями и высокой влажностью. Её преимущество складывается из двух факторов. Первый – специальный состав резиновой смеси, сохраняющий эластичность даже в мороз. Второй – уникальная структура протектора с множеством тонких канавок, действующих как микроскопические захваты. Именно поэтому в странах с мягкими зимами чаще выбирают такой вариант.

Следует помнить: универсальных шин для всех зимних условий не существует. Выбор зависит от особенностей климата, типа дорожного покрытия и характеристик транспортного средства. Основная цель – обеспечить надежное сцепление колёс с поверхностью.
— Какие критерии важно учитывать при покупке зимних покрышек?
Директор Института дорожного строительства и транспорта ПНИПУ, кандидат технических наук, доцент Алексей Щелудяков:
— Цена – не единственный значимый показатель. Премиальные бренды действительно задают стандарты безопасности на скользких покрытиях. Но многие другие производители предлагают достойное качество по более выгодной стоимости.
При выборе советую опираться на два ключевых аспекта: результаты независимых испытаний конкретных моделей и технические требования вашего автомобиля. Иногда менее известные шины показывают себя лучше раскрученных аналогов. При этом даже дорогая резина не обеспечит безопасность, если её параметры не соответствуют рекомендациям производителя авто.
— На что обратить внимание владельцам внедорожников, микроавтобусов или лёгкого коммерческого транспорта?
К. П.: Для езды по глубокому снегу и льду на внедорожниках предпочтительны шипованные покрышки. Если автомобиль преимущественно эксплуатируется в городе с очищенными дорогами, можно выбрать фрикционную резину – она обеспечивает более тихую езду и плавный ход.
Для минивэнов и микроавтобусов стоит подбирать варианты, рассчитанные на их повышенную массу.
Что касается легких грузовиков, то для регионов с суровыми зимами подойдут шипы, тогда как для мягкого климата или международных рейсов достаточно будет «липучки».

Отдельное внимание стоит уделить маркировке. Символ 3PMSF («горный пик со снежинкой») подтверждает, что шины соответствуют строгим зимним стандартам. Это истинно зимний вариант! Обозначение M+S (грязь и снег) характерно для всесезонных моделей, которые менее эффективны в сильные морозы по сравнению с изделиями, маркированными 3PMSF.
— Как оценить состояние шин, которые уже использовались ранее?
А. Щ.: Проверка должна соответствовать условиям эксплуатации и инструкциям производителя. Осмотрите глубину рисунка протектора, проверьте наличие повреждений: трещин, проколов или неравномерного износа. У шипованных моделей дополнительно оцените состояние шипов.
Также соблюдайте рекомендованное давление в колёсах. Отклонение от нормы приводит к изменению площади контакта с дорогой, что влияет на управляемость и ускоряет износ резины.
— Если протектор изношен неравномерно, может ли это говорить о проблемах с авто или ошибках в управлении?
К. П.: Да, характер износа помогает выявить определённые неисправности. Стирание по краям указывает на систематически низкое давление. Износ центральной части свидетельствует о перекачанных колёсах.
«Перьевидный» рисунок на боковых зонах часто говорит о нарушении регулировок углов установки колёс.

Даже хранящиеся в гараже шины со временем стареют. Материал теряет эластичность и эксплуатационные качества. Согласно российским правилам, предельный срок службы покрышек достигает пяти лет. Международные стандарты допускают использование до десяти лет при сохранении целостности изделия. Однако возраст резины – веская причина для замены, даже если видимый износ минимален.
— Что ещё, помимо замены шин, включает подготовка машины к зиме?
А. Щ.:Зимняя подготовка транспорта – это целый комплекс мер. Проверьте работу фар: в условиях короткого светового дня и ухудшенной видимости качественное освещение критически важно.
Диагностика аккумулятора имеет большое значение: это предотвратит проблемы с запуском двигателя в сильные морозы, когда ёмкость батареи снижается.
Обязательно положите в багажник скребок и щётку для очистки стёкол. Дополнительно стоит возить комплект тёплой одежды на случай непредвиденной остановки в пути.
Наконец, адаптируйте стиль вождения к зимним условиям: увеличивайте дистанцию, избегайте резких манёвров и торможений. Помните – даже на качественных покрышках тормозной путь на снегу значительно длиннее, чем на сухом асфальте.
