Поделиться
Рубрика: Культура

«Паблик-арт для неподготовленного зрителя»: эксперты — об арт-объекте «Садовая лопатка» у «ГЭС-2» в Москве

Новый арт-объект на Болотной набережной

На Болотной набережной появилась монументальная «Садовая лопатка»

В столице у Дома культуры «ГЭС-2» разместили новую художественную композицию — семиметровое изваяние садового инструмента, созданное дуэтом Класа Олденбурга и Кошье ван Брюгген. Этот проект заменил предыдущую инсталляцию «Большая глина №4», вызвавшую неоднозначную реакцию горожан. По оценкам специалистов, текущая работа гармонично вписывается в урбанистический ландшафт, развивая концепции взаимодействия искусства с городской средой.

Монументальная скульптура у здания «ГЭС-2»

Искусство за пределами музея

Инициатива регулярного обновления экспонатов у «ГЭС-2» принадлежит архитектору Ренцо Пьяно, руководившему реконструкцией здания. Алиса Прудникова, программный директор учреждения, поясняет замысел: пространство культуры должно выходить за архитектурные границы, вовлекая окружающую территорию.

«Клас Олденбург утверждал, что искусство призвано преодолевать музейные стены, находя формы общественного единения. Его творчество строилось на стремлении к тактильному диалогу между объектом и зрителем. «Садовая лопатка» побуждает к совместному переосмыслению обыденного через призму художественной иронии», — прокомментировала Прудникова.

Сабина Чагина, основатель экосистемы «САБСТАНЦИЯ», обратила внимание на специфику восприятия паблик-арта:

«Уличные инсталляции рассчитаны на случайного зрителя, что провоцирует непредсказуемую реакцию. В отличие от музейной подготовки, здесь встреча с искусством происходит спонтанно, формируя живой отклик».

Диалог эпох и стилей

Окрестности «ГЭС-2» объединяют разновременную архитектуру: конструктивистский Дом на набережной, фабрику «Красный Октябрь», исторические усадьбы и храм Христа Спасителя. По оценке искусствоведа Ксении Коробейниковой, новый объект органично встроился в этот контекст:

«Цветовое решение удачно контрастирует с синевой коммуникаций здания. Важно, что после дискуссий вокруг прошлой инсталляции эксперименты продолжились — это способствует художественному просвещению».

Исторические параллели

Алексей Петухов, специалист ГМИИ имени Пушкина, провёл параллели с работами Марселя Дюшана:

«Дюшан первым превращал бытовые предметы в арт-объекты. Его лопата стала прообразом современных трансформаций. Проект «ГЭС-2» последовательно демонстрирует эту эволюцию».

Философия масштаба

Созданная в 2001 году композиция продолжает серию масштабных интерпретаций обыденных вещей авторами. По словам Чагиной, монументальность придаёт предмету метафоричность:

«Работа символизирует созидание — как человек культивирует идеи, преобразуя пространство вокруг себя через, казалось бы, незначительные объекты».

Общественный резонанс

Как отмечает искусствовед Елизавета Лихачёва, внимание к объекту связано не столько с его художественными качествами, сколько с интересом к деятельности «ГЭС-2»:

«Дискуссии вызывают не сама лопатка, а контекст её размещения. Подобные проекты естественно сменяют друг друга в динамичной городской среде».

Представители учреждения сообщают, что «Садовая лопатка» открывает программу ротации паблик-арта, тогда как предыдущая инсталляция перемещена на Ленинский проспект.