Проблема с нарушениями ПДД среди пользователей электросамокатов в России сохраняет остроту
Обстановка с несоблюдением правил дорожного движения лицами, использующими средства индивидуальной мобильности (СИМ), в особенности электросамокаты, в Российской Федерации продолжает оставаться сложной. В ряде городов введены полные запреты на их эксплуатацию. С целью нормализации ситуации государственные структуры и коммерческие операторы ужесточают меры ответственности для пользователей СИМ, в первую очередь для арендаторов, однако некоторые из них прибегают к новым уловкам, в числе которых — срывание номерных знаков с устройств.
Введение номеров на арендуемые электросамокаты в России стартовало весной 2024 года в столице, что необходимо для идентификации этих транспортных средств и контроля за теми, кто пренебрегает правилами движения. Планируется, что с сентября 2026 года всех владельцев СИМ, включая частных, обяжут иметь номерные знаки, а также QR-коды — в результате к марту 2027 года абсолютно каждый собственник электросамоката, мопеда, электровелосипеда и аналогичной техники будет занесён в единый реестр, а управление СИМ без опознавательных элементов окажется под запретом.
В то же время практика присвоения номеров прокатным устройствам уже показывает, что отдельные лица готовы на акты вандализма, лишь бы их противоправные действия не удалось установить. Наиболее часто злоумышленники стараются испортить таблички или целиком их оторвать, это затрагивает весь спектр размещения: переднюю, заднюю, боковые части корпуса и прочее. Иногда недобросовестные клиенты подменяют номера — как отдельные цифры, так и полностью всю табличку.
Правовые последствия
Как сообщил в интервью заслуженный юрист России, доктор юридических наук, профессор Иван Соловьёв, хотя повреждение и замена знака обычно преследуют одинаковую цель — препятствовать опознанию электросамоката, — это различные действия, поскольку их правовая оценка неодинакова.
«Номерные знаки — это оборудование, составляющее неотъемлемую часть самого самоката, то есть это аналогично тому, как изъять какой-либо компонент или деталь из СИМ. В связи с этим подобный поступок — это повреждение чужой собственности, то есть КоАП России, ст. 7.17 “Уничтожение или повреждение чужого имущества”, если не был причинён значительный ущерб. Предусмотрен штраф от 300 до 500 рублей, значительный ущерб — от 5 тыс. рублей — это уже может подпадать под Уголовный кодекс», — уточнил он.
Иная ситуация с заменой номера. По словам правоведа, если человек заклеил табличку, то, с юридической точки зрения, он не будет привлечён к ответственности, поскольку «это не государственный номерной знак, а идентификатор компании». Вместе с тем могут действовать штрафные меры согласно договору аренды, однако поймать такого нарушителя ещё сложнее, чем того, кто повреждает имущество.
Повреждение номерной таблички не позволит избежать наказания
Следует подчеркнуть, что повреждение, удаление или замена номера на самокате в действительности только усложняют процесс установления нарушителей ПДД, но не освобождают их от последствий. Как сообщили сервисы по аренде самокатов, в их распоряжении имеется достаточно методов для выявления недобросовестных клиентов.
«Даже если на электросамокате отсутствует / полностью или частично повреждён крупный номер, мы по-прежнему в состоянии найти нарушителя и применить к нему санкции. Всё дело в том, что каждая поездка на арендованном устройстве анализируется в реальном времени благодаря встроенному IoT-модулю. Таким образом, мы видим каждый самокат, трек каждой поездки на нашем устройстве. Мы также можем отследить его статус: доступен для аренды, находится на стоянке, в движении, его актуальное местоположение, можем проанализировать манеру вождения пользователя. В итоге при поступлении обращения в службу поддержки мы можем проверить поездки в нужном месте в указанное время и установить нарушителя», — отметили в пресс-службе «МТС Юрент».
В компании также补充или, что в настоящее время они не фиксируют массовой порчи или подмены номеров на устройствах в своём парке, при этом ощущение распространённости нарушения может возникать из-за того, что число электросамокатов, оборудованных табличками, существенно увеличилось. В случае повреждения номеров они заменяются еженедельно в ходе планового технического обслуживания самокатов. По мнению сервиса, зачастую таблички повреждают или отклеивают не сами пользователи, а вандалы или несовершеннолетние. В текущем сезоне компания ввела штраф за порчу номеров в оферту размером 1 тыс. рублей.
Бессмысленность заклеивания и срыва номеров подчеркнули и в сервисе Whoosh, указав, что их система в любом случае отследит нарушителей ПДД.
«Заклеивать или срывать номер на самокате бессмысленно. Даже когда на устройстве нет крупного номера, мы отслеживаем его в системе, знаем, где было совершено нарушение, и в любой ситуации можем найти поездку и идентифицировать нарушителя. Согласно нашей информации, умышленная порча номеров — это единичные случаи вандализма, не имеющие массового характера. Если номер деформируется или загрязняется в процессе использования самоката, он восстанавливается в ходе регулярного техобслуживания», — отметили в пресс-службе компании.
Там补充или, что с прошлого сезона в отдельных городах работы сервиса были введены крупные номера на самокатах. Они хорошо заметны, аналогично автомобильным номерам, и легко считываются уличными камерами, что позволяет оперативнее отслеживать поездки и принимать меры при происшествиях и нарушениях, особенно в ситуациях сбоев связи или геопозиционирования.
«На сегодняшний день большинство улиц и дворов находится под видеонаблюдением. Самокат с заклеенным номером не спасёт от ответственности, его маршрут будет отслежен по камерам с момента начала поездки. Кроме того, человека идентифицируют по системе распознавания лиц, даже если он использовал фальшивый аккаунт. Поэтому сразу хочу отметить, что причинение серьёзного вреда здоровью ребёнка, оставление места ДТП, неоказание помощи пострадавшему, состояние опьянения водителя самоката (алкогольное или наркотическое) — всё это отягчающие обстоятельства», — добавил Соловьёв.
Отмечается, что в настоящее время наиболее частые нарушения, связанные с электросамокатами, — это неправильная парковка, поездки вдвоём и непредоставление преимущества пешеходам на переходах.
Компания «Яндекс», предоставляющая услуги аренды электросамокатов, на момент публикации материала не предоставила ответ на запрос по данной теме.
Ключевые аспекты ситуации с сорванными и подменёнными номерами электросамокатов в России
-
Возможно ли наказание за срыв номера с арендованного электросамоката? Да, согласно законодательству, это рассматривается как порча имущества. За это предусмотрен штраф либо даже уголовная ответственность. Также оштрафовать за подобное может сам сервис.
-
Возможно ли наказание за подмену номера арендованного электросамоката? По закону нет. Однако штрафные санкции может установить сервис в рамках своего договора.
-
Помогает ли срыв/подмена номера электросамоката избежать ответственности за нарушение ПДД? Нет. У сервисов, предоставляющих аренду, имеются разнообразные системы и методы выявить нарушителя ПДД даже при отсутствии номеров. Также установить злоумышленника помогают городские камеры видеонаблюдения.
-
Следует ли брать в аренду электросамокат, если на нём уже сорван/заменён номер? Не рекомендуется, поскольку вас могут обвинить в порче имущества. Даже если вы невиновны, разбирательства способны занять продолжительное время. Предпочтительнее выбрать устройство с неповреждённым номером.
-
Требуется ли номер для личного электросамоката? Пока нет, однако, с большой долей вероятности, к марту 2027 года все владельцы СИМ, включая мопеды, электросамокаты, электровелосипеды и аналогичные устройства, будут обязаны зарегистрироваться в федеральной системе и получить номер, а также QR-код для транспортного средства.
